СОДЕРЖАНИЕ
1.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ ................................................................................... 3
1.1.
Пояснительная записка ......................................................................................................................... 3
1.2 Методы, формы и приемы реализации программы ................................................................................... 5
1.3 Цель и задачи реализации программы ....................................................................................................... 7
2.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ................................................................................................................... 8
2.1. Примерный план организации занятия ..................................................................................................... 8
2.2. Учебно-тематический план........................................................................................................................ 8
2.3. Перспективный план занятий по программе «Хореографической студии «Осьминожки»................... 11
3.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ........................................................................ 13
3.1. Календарный учебный график на 2025-2026 учебный год ......................................................................... 13
3.2. Условия реализации программы ................................................................................................................. 13
3.3. Материально-техническое обеспечение...................................................................................................... 13
3.4. Формы контроля и оценочные материалы .................................................................................................. 14
Приложение 1 ..................................................................................................................................................... 17
Список используемой литературы ..................................................................................................................... 18
2
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Хореографическая студия
«Осьминожки»» носит художественно-эстетическую направленность разработана в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования (приказ №1155 от 17.10.2013) (далее – ФГОС ДО),
основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов
музыкальной деятельности в МБДОУ детский сад № 265, возрастных особенностей
детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет и призвана сформировать у детей
навыки хореографического искусства.
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
составлена на основе следующих нормативных документов:
•
Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
•
2018г.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
№
196
образовательной
«Об
утверждении
деятельности
по
Порядка
организации
дополнительным
и
осуществления
общеобразовательным
программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года).
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
•
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
Распоряжение правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р
•
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
•
Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении
3
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ».
•
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)».
•
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» № 136-д от 26.02.2021
•
Приказ
Министерства
образования
и
молодежной
политики
Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «о внесении в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в
образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» от 01.11.2021 №934-д.
•
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение
Правительства
РФ от 29.05.2015 №996-р)
Сегодня
особенно
актуальным
становится
творческое
воспитание
дошкольников, развитие их природной музыкальности, так как это не только путь к
эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, а очень
эффективный способ развития самых разных способностей детей, путь к их
одухотворенной счастливой жизни и самореализации как личности. В связи с этим
была разработана дополнительная общеобразовательная программа «Осьминожки».
Хореография – искусство, любимое детьми. Танец – это средство воспитания и
развития личности ребёнка, которое способно создать благотворную почву для
раскрытия его потенциальных возможностей и самореализации. Гармоничное
соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций,
которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным
и красивым.
Занятия танцем развивают физические качества, вырабатывают правильную
4
осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость, координацию движений, помогают
в устранении физических недостатков таких как сутулость, косолапость, искривление
позвоночника и т.д. Танец обучает правилам поведения, хорошим манерам, культуре
общения, развивает ассоциативное мышление, пробуждает фантазию и побуждает к
творчеству, улучшает состояние здоровья.
При составлении программы использовались следующие программы и
технологии:
Программа «Ритмическая мозаика», А.И. Буренина;
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.
Васильевой;
«Танцевальная ритмика для детей» Т.И.Суворова;
Программа «Азбука танца» Ольги Киенко;
«Учите детей танцевать», Пуртова Т. В.
Программа ориентирована на детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет. В
качестве
основной
формы
реализации
программы
выступает
организация
танцевального кружка. Занятия проводятся в музыкальном зале.
1.2 Методы, формы и приемы реализации программы
Форма организации учебно-воспитательного процесса: групповая.
Формы проведения занятий: учебное занятие; открытое занятие; беседа; игра;
занятие-праздник; концерт; конкурс; фестиваль.
В работе с дошкольниками обучение идет по спирали, с постепенным
усложнением материала. На следующий год обучения пройденный материал подается
на более высоком уровне, на новом музыкальном материале с учетом возрастных
особенностей детей.
В подходе к каждой конкретной группе детей проявляется определенная
гибкость, учитывается при этом состав группы, физические данные и возможности
детей.
Методы обучения, используемые в программе.
Логоритмика.
Движения
выполняются
под
подготовительной части занятия,
в
стихи.
Логоритмика
партерной гимнастике,
используется
в
в разучивании
танцевальных элементов, в образных танцах и в играх.
5
Музыкальная разминка.
Движения выполняются под музыку. Используются различные виды ходьбы,
бега и прыжки. Как правило разминка выполняется по кругу с продвижением вперед.
В этой части упражнения даются с применением образов – например, «идем как
цапля», «летим как птички», «прыгаем как зайчики».
Ритмическая гимнастика.
Выполнение общеразвивающих упражнений на месте под музыку с различными
предметами и без них.
Партерная гимнастика.
Это упражнения на растяжку, развитие гибкости и силы, которые выполняются
на полу. Они необходимы для того, чтобы ребенок мог владеть своим телом, а его
движения были более точные и пластичные. Многие упражнения имеют свои
названия и выполняются с использованием логоритмики.
Танцевальные движения.
Данный раздел направлен на формирование танцевальных движений у детей,
что способствует повышению общей культуры ребенка и обогащению двигательного
опыта разнообразными видами движений. В этот раздел входят танцевальные шаги,
позиции рук, движения рук, ног, корпуса, хлопки, прыжки, построения и
перестроения. Осваиваются виды движений различных танцев.
Сюжетно-образные танцы.
Сюжетно-образные танцы являются основой для развития чувства ритма и
двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и
правильно выполнять движения под музыку, в соответствии с текстом песни и
особенностями музыки - характеру, ритму и темпу. Сюжетно-образные танцы
направлены на развитие выразительности движений, чувства ритма, артистичности,
развитие двигательной памяти в соответствии с музыкой и текстом песен.
Использование сюжетно-образных танцев в работе с детьми способствует развитию
умения воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение, характер и
понимать ее содержание. Развивается музыкальная память, внимание, координация
движений, пластичность, ориентация в пространстве. В этом разделе используются
как правило изученные танцевальные движения.
6
Музыкальные игры.
Все дети любят играть, поэтому в программе используются музыкальные игры
различного характера, а именно: сюжетно - ролевые игры, подвижные игры,
общеразвивающие игры, игры для создания доверительных отношений в группе, игры
направленные на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, игры на
развитие слуха, чувства ритма, ориентации в пространстве.
1.3 Цель и задачи реализации программы
Цель программы: художественное воспитание и образование детей средствами
хореографии.
Задачи программы:
Образовательные:
-изучение элементов классического, народного, современного танцев;
-формирование
музыкально-ритмических
навыков
(умение
двигаться
и
реализовывать себя под музыку);
-обучение правильному дыханию (дыхательные упражнения);
-изучение упражнений для развития тела и укрепления здоровья (улучшение
физических данных, формирование осанки).
Развивающие:
-совершенствование психомоторных способностей детей (развитие ловкости,
точности, силовых и координационных способностей;
-развитие равновесия, силы, укрепление мышечного аппарата);
-развитие мелкой моторики;
-развитие памяти, внимания, воображения;
-развитие музыкальных способностей (развитие чувства ритма, умение слушать
музыку).
Воспитательные:
-воспитание у детей интереса к танцевальному искусству;
-воспитание умения вести себя в группе во время движения, танцев и игр,
формирование культурных привычек в процессе группового общения с детьми и
взрослыми;
-воспитание, чувства товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
7
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Примерный план организации занятия
Вводная часть:
- построение и приветствие детей
- проверка правильности осанки, живот подтянут, плечи развернуты, голова прямо
Подготовительная часть занятия:
- разминка в движении: ходьба, бег, прыжки
Основная часть занятия:
- партерная гимнастика
- разучивание новых танцевальных движений и композиций, повторение пройденных.
- разучивание новых сюжетно-образных танцев и повторение пройденных.
Заключительная часть:
- музыкальная игра
- построение, поклон
Все части занятий выполняются с использованием музыки и песен.
2.2. Учебно-тематический план
Программа разделена по возрастам и рассчитана на два года обучения в
соответствии с возрастными группами детей:
Старшая группа – дети 5-6 лет, занятия 2 раза в неделю по 25 мин.
Подготовительная группа – дети 6-7 лет, занятия 2 раза в неделю по 30 мин.
Старшая группа. Дети 5-6 лет. Первый год обучения
Возрастные
особенности.
Дети
становятся
более
артистичными
и
координированными. Дети шестого года жизни уже могут строить свое поведение,
придерживаясь роли. Поэтому они с удовольствием изображают различные образы и
импровизируют. Это возраст активного развития физических и познавательных
способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом
познания окружающего мира, но теперь ребенок желает показать себя миру. Здесь
очень важно выстраивать занятия так, чтобы дети могли проявить себя, обязательно
хвалить их и отмечать, что ребенок старается, выполняет упражнение или движение
правильно.
Содержание программы
Танцевальная разминка, ритмическая гимнастика:
- Изображение различных животных в движении упражнения для все групп мышц с
8
предметами и без;
- бег и прыжки в сочетании по принципу контраста;
- различные перестроения в ходьбе, в беге в сочетании с различными движениями.
Партерная гимнастика:
- упражнения на развитие растяжки, гибкости позвоночника с использованием стихов
(логоритмики);
- плавный переход из упражнения в упражнение: «книжка», «бабочка», «лодочка»,
«колечко», «мостик», «березка», «улитка», «рыбка», «коробочка»;
Танцевальные движения:
- повторение пройденных элементов и композиций и их усложнение;
- танцевальные движения с атрибутами (мяч, султанчики, ленты на кольцах, плоские
кольца, флажки, ленты на палочке, шляпками) пройденные с последовательным
чередованием и новые, более сложные;
- работа над движением рук – пластика кистей, «волна» руками;
- движения корпусом наклоны и повороты в сочетании с пройденными движениями;
- танцевальные движения в парах с использованием элементов, пройденных ранее;
- построение в круг, в линию, в две, в три линии, в четыре линии с использованием
пройденных танцевальных элементов;
- движения польки по кругу;
- различные виды построения;
Сюжетно-образные танцы:
- Повторение изученных ранее танцев и некоторое их усложнение;
- Изучение новых танцев, «Я рисую», «Стирка», «Полечка», «Зима», «Дикари».
Музыкальные игры:
- Ранее изученные игры по желанию;
- Игры «рыбак и рыбки», игра с лентами «Твой цвет – ты танцуй».
Подготовительная группа. Дети 6-7 лет. Второй год обучения.
Возрастные особенности. С шести лет дети уже больше осознают свое «Я»,
хорошо взаимодействуют со сверстниками, появляется стремление научиться делать
движения лучше, красивее, точнее. Они уже способны самостоятельно исправлять
свои ошибки и вносить коррекцию по ходу двигательной деятельности. Таким детям
9
легче освоить сложно координированные танцевальные движения и гимнастические
упражнения.
Содержание программы.
Танцевальная разминка, ритмическая гимнастика:
- Образные упражнения в движении (в ходьбе, беге, прыжках);
- использование в разминке нарезки из разных пройденных танцев;
- движения по показу из пройденных элементов и движений.
Партерная гимнастика:
- упражнения для развития гибкости с усложнением: «книжка», «бабочка»,
«лодочка», «колечко», «мостик», «березка», «улитка», «рыбка»;
- быстрый переход из упражнения в упражнение с использованием музыкальной
подборки;
- быстрый переход из упражнения в упражнение с использованием стихотворения «У
Лукоморья дуб зеленый».
Танцевальные движения:
- повторение пройденных элементов и композиций и их усложнение;
- упражнения с атрибутами (мяч, султанчики, ленты на кольцах, плоские кольца,
флажки и другие) пройденные с последовательным чередованием и новые, более
сложные;
- работа корпусом - повороты и наклоны в сочетании с другими элементами
(притопами, различными танцевальными шагами, движениями руками);
- построение в два круга, противоходы и другие перестроения в сочетании с
танцевальными движениями и с использованием атрибутов;
- танцевальные движения в парах с использованием элементов, пройденных ранее,
смена партнера в движении;
- танец польки по кругу со сменой партнера.
Сюжетно-образные танцы:
- Повторение изученных ранее танцев и добавление перестроений;
- Изучение новых танцев с использованием предметов «Мы маленькие звезды»,
«Барбарики», «Гномики», «Чико-Нико», «Бибика».
Музыкальные игры:
1
0
- Ранее изученные игры по желанию;
- Игры «Дискотека», игра «Зеркало», «Догонялки с использованием танцевальных
движений».
2.3. Перспективный план занятий по программе «Хореографической студии
«Осьминожки»
Старшая группа
Беседа, анкетирование родителей,
диагностические
танцевальные
и
игровые упражнения
Танцевальная Изображение животных в движении,
разминка
упражнения для все групп мышц с
предметами и без них; бег и прыжки в
сочетании по принципу контраста;
перестроения в ходьбе, в беге в
сочетании сдвижениями
Партерная
Упражнения на развитие растяжки,
гимнастика гибкости
позвоночника
с
использованием
с
логоритмики;
плавный переход из упражнения в
упражнение, (используя изученные
упражнения)
Повторение пройденных элементов и
их
усложнение;
танцевальные
Танцевальные движения с атрибутами (чередование мяч, султанчики, ленты на кольцах,
движения
плоские кольца, флажки, ленты на
палочке) пройденные и новые, более
сложные; движения корпусом наклоны
и повороты в сочетании с пройденными
движениями
СюжетноПовторение изученных ранее танцев и
образные
некоторое их усложнение
танцы
Изучение новых танцев «Мои грибки»,
«Я рисую»
Музыкальные Ранее
изученные
игры,
игра
игры
«Снегопад», «рыбак и рыбки», игра с
лентами «Твой цвет – тытанцуй»
Танцевальная Изображение различных животных в
разминка
движении; упражнения для всех групп
мышц с предметами и без; перестроения
в ходьбе, в беге в сочетании с
различными
движениями
Партерная
Упражнения на развитие растяжки,
гимнастика гибкости
позвоночника
с
использованием логоритмики; плавный
переход из упражнения в упражнение,
(используя изученные упражнения)
Декабрь – Январь –
Февраль
Сентябрь – Октябрь - Ноябрь
Диагностика
Подготовительная группа
Беседа, анкетирование родителей,
диагностические
танцевальные
игровые упражнения
Образные упражнения в движении
(в
ходьбе,
беге,
прыжках);
использование в разминке нарезки
из разных пройденных
танцев;
движения по показу из пройденных
элементов и движений
Упражнения для развития гибкости
с усложнением: быстрый переход из
упражнения в упражнение с
использованием
музыкальной
подборки
Повторение пройденных элементов
и композиций и ихусложнение;
упражнения с атрибутами (мяч,
султанчики, ленты на кольцах,
плоские кольца, флажки и другие)
более сложные; работа корпусом повороты и наклоны в сочетании с
другими элементами построение в
два круга
Повторение изученных ранеетанцев
и добавление перестроений
новые танцы «Мы маленькие
звезды», «Барбарики»
Изученные игры; «Мокрые котята»,
«Марионетки»,
«Танцевальные догонялки»
Образные упражнения в движении
(в
ходьбе,
беге,
прыжках);
использование в разминке нарезки
из разных пройденных танцев;
движения по показу из пройденных
элементов и движений
Упражнения в упражнение с
использованием
музыкальной
подборки; быстрый переход из
упражнения в упражнение с
использованием стихотворения
«У Лукоморья дуб зеленый»
1
1
Март – Апрель - Май
Танцевальные Повторение пройденных движений,
движения
танцевальныедвижения в парах с
использованием
элементов,
пройденных ранее; построение в круг, в
линию, в две, в три линии, в четыре
линии с использованием пройденных
танцевальных
элементов;
СюжетноПовторение изученных ранее танцев;
образные
изучение нового
танцы
«Птицы мои птицы»,
«Полечка», «У леса на опушке»
Музыкальные Ранее изученные игры по желанию,
игры
игра с лентами «Твой цвет – тытанцуй»,
«Магазин игрушек»,
«Мы едем, едем, едем»,
«Снежинки-ручейки»,
«Снеговик»
Танцевальная Изображение различных животных в
разминка
движении, упражнения для все групп
мышц с предметами и без; бег и прыжки
в сочетании по принципу контраста;
различные перестроения в ходьбе, в
беге в сочетании с
различными движениями
Партерная
Упражнения на развитие растяжки,
гимнастика гибкости
позвоночника
с
использованием логоритмики; плавный
переход из
упражнения в упражнение, (используя
изученные упражнения)
Танцевальные Повторение пройденныхдвижений,
движения
движения польки по кругу в парах и
усложнение движений;
Сюжетнообразные
танцы
Повторение
изученных
ранее,
противоходы и другие перестроения
в сочетании с танцевальными
движениями
танцевальные
движения в парах с использованием
элементов, пройденных ранее;танец
польки по кругу со сменой партнера;
Повторение изученных танцев,
добавление новых «Гномики»,
«Зима», «Чико-Нико».
Ранее изученные игры;
Игра «Дискотека», «Завивайся
ниточка в клубочек»,
«Карнавал животных»,
«Снегопад»
Пройденные упражнения, смена
упражнений
на
растяжку с
использованием стихотворения «У
Лукоморья дуб зеленый»
Упражнения для развития гибкости
с усложнением:быстрый переход из
упражнения в упражнение с
использованием
музыкальной
подборки
Повторение
изученных
ранее,
перестроения
в
сочетании
с
танцевальными движениями и с
использованием
атрибутов;
танцевальные движения в парах и
смена партнера в
движении;
танец польки по кругу со сменой
партнера;
Повторение изученных ранее танцев и
некоторое их усложнение
Повторение изученных танцев,
Изучение нового танца
добавление нового «Бибика»,
«Стирка», «Енка-енка» в различных
«Дикари».
видах построения
Музыкальные Ранее изученные игры по
игры
желанию, «Прекрасные цветы»,
«Поезд»
Ранее
изученные
«Зеркало»
игры;
игра
1
2
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
3.1. Календарный учебный график на 2025-2026 учебный год
№
п/п
Основные характеристики образовательного процесса
Кол-во
1
Количество учебных недель
38
2
Количество учебных дней
76
3
Количество часов в неделю
2
4
Количество часов
76
5
Недель в I полугодии
14
6
Недель во II полугодии
24
7
Начало занятий
08.09.2025
8
Выходные дни
31.12.202511.01.2026
9
Окончание учебного года
30.06.2026
3.2. Условия реализации программы
Музыкальный зал МБДОУ детский сад № 265 представляет собой специально
оборудованное помещение для деятельности с детьми. Оборудование, мебель,
аппаратура, приспособления, необходимые для занятий соответствуют санитарногигиеническим требованиям. Мебель в музыкальном зале подобрана согласно
возрасту детей. Подбор оборудования определялся в соответствии с задачами
развития детей. Количество оборудования определяется из расчета активного участия
всех детей в процессе занятий.
Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования - Новикова
Дарья Владимировна, музыкальный руководитель МБДОУ детский сад № 265,
окончила:
- Свердловское областное музыкальное училище (колледж) им. П.И.
Чайковского по специальности «Руководитель хора и ансамбля»;
- Екатеринбургская академия современного искусства профиль «Управление в
сфере культуры».
3.3. Материально-техническое обеспечение
На занятиях по ритмике и танцу используются различные предметы: платочки,
бубны, ленточки на кольцах, ленточки на палочках, обручи, плоские кольца, флажки,
1
3
султанчики, погремушки, цветы, воздушные шарики, мячи, колокольчики, шляпки.
Для открытых уроков и отчетных концертов используются также костюмы и
дополнительные атрибуты, для яркости представления приобретенных навыков.
Технические средства
Музыкальный центр, аудио материал, ноутбук.
3.4. Формы контроля и оценочные материалы
Диагностика проводится два раза в год: сентябрь и май-июнь.
Проведение педагогической диагностики развития ребенка необходимо для:
- выявления начального уровня развития музыкальных и двигательных
способностей ребенка, состояния его эмоциональной сферы;
- проектирования индивидуальной работы;
- оценки эффекта педагогического воздействия.
В процессе наблюдения педагог оценивает проявления детей, сравнивая их
между собой, и условно ориентируется на лучшие показатели, выявленные для
данного возраста.
Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного
развития ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности
педагогического воздействия).
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку
в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий (на основе
репертуара).
В процессе оценки используются уровни: высокий, низкий, средний.
Способы проверки достижения требований к умениям дошкольника
Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и
основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами,
темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в
процессе самостоятельного исполнения – без показа педагога).
Для каждого возраста педагог определяет разные критерии музыкальности в
соответствии со средними возрастными показателями развития ребенка, ориентируясь на объем умений, раскрытый нами в задачах.
Пример оценки детей 7-го года жизни:
высокий – движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой
1
4
нюансировкой, фразами;
средний – передают только общий характер, темп и метроритм;
низкий – движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки, ориентированы только на начало и конец звучания, а также на счет и показ взрослого.
Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и
содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг,
тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове.
Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то приговаривают,
после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей
мимика бедная, движения невыразительные. Оценивается этот показатель по
внешним проявлениям. (высокий, низкий)
Примечание: при подсчете итогов этот параметр не учитывается в среднем
показателе.
Творческие проявления – умение импровизировать под знакомую и незнакомую
музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать
собственные, оригинальные "па". Оценка конкретизируется в зависимости от возраста
и
обученности
ребенка.
Творческая
одаренность
проявляется
в
особой
выразительности движений, нестандартности пластических средств и увлеченности
ребенка самим процессом движения под музыку.
Внимание - способность не отвлекаться от музыки и процесса движения.
высокий - если ребенок правильно выполняет ритмическую композицию от
начала до конца самостоятельно.
средний - если выполняет с некоторыми подсказками.
низкий - в случае больших затруднений в исполнении композиции из-за
рассеянности внимания.
Память – способность запоминать музыку и движения. В данном виде
деятельности проявляются разнообразные виды памяти: музыкальная, двигательная,
зрительная. Как правило, детям необходимо 6-8 повторений композиции вместе с
педагогом для запоминания последовательности упражнений. Это можно оценить как
высокий. Если ребенок запоминает с 3-5 исполнений по показу, то это средний
1
5
уровень развития памяти. Неспособность запомнить последовательность движений
или потребность в большом количестве повторений (более 10 раз) низкий уровень.
Координация, ловкость движений – точность, ловкость движений, координация
рук и ног при выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных
движениях); правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе (а также и в других
общеразвивающих видах движений).
Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность движений рук,
подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные
акробатические упражнения ("рыбка", "полушпагат" и др.).
Координация
движений
Пластичность
гибкость
Подвижность
нервных процессов
Память
Внимание
Творческие
проявления
Проявление
характерологических
особенностей ребенка
Музыкальность
Ф. И.
ребенка
Эмоциональная сфера
Карта диагностики уровня развития детей по хореографии (см. Приложение 1)
В результате наблюдений и диагностики для общего сравнения динамики в
развитии ребенка на протяжении определенного периода времени, выстраивается
диаграмма или график показателей развития.
1
6
Фамилия
Имя
ребенка
Приложение 1
Таблица мониторинга танцевально-ритмической деятельности
Группа №
Музыкальность Эмоциональная Проявление
Творческие Внимание Память
Подвижность Пластичность Координация
сфера
характерологических проявления
нервных
гибкость
движений
особенностей
процессов
ребенка
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г. – начало годаК.г. – конец года
17
Список используемой литературы
1.
Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике
для детей дошкольного и младшего школьного возраста) – СПб.: ЛОИРО, 2000.
2.
Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб. пособие. – СПб.:
«Музыкальная палитра», 2004.
3.
Пуртова Т. В. и др. Учите детей танцевать: Учебное пособие – М.: Владос,
4.
Фирилева Ж. Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе»: Танцевально-игровая
2003
гимнастика для детей. – СПб.:
«Детство - пресс», 2000.
5.
Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика». - М.: Линка – Пресс, 2006.
6.
Ерохина О.В. Школа танцев для детей. Мир вашего ребенка. Ростов -на –
Дону «Феникс» 2003г. 7.Зарецкая Н.В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста.
Москва 2007г.
8.
Чибрикова-Луговская А.Е. Ритмика. Москва 1998г.
9.
Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого
движения. Ярославль 2004г.
10.
Белкина С.И. и др. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для
детей 6-7 лет. – М.: Просвещение, 1984.
11.
Бриске И.Э. Ритмика и танец. Челябинск, 1993г.
12.
Ваганова А.Я. Основы классического танца. - Л.: Просвещение, 1980.
13.
Константинова А.И. Игровой стретчинг. – СПб.: Вита, 1993.
14.
Константинова Л.Э. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников. – СПб:
Просвещение, 1994.
15.
Макарова Е.П. Ритмическая гимнастика и игровой танец в занятиях
стретчингом. – СПб: Искусство, 1993.
16.
Уральская В.И. Рождение танца. – М.: Варгус, 1982.
18