ДООП естественнонаучной направленности Ментальная арифметика

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.

Основные характеристики
Пояснительная записка
Цели и задачи общеразвивающей программы
Содержание общеразвивающей программы
Планируемые результаты

2.

Организационно-педагогические условия

2
5
6
13

2.1.

Календарный учебный график

14

2.2.

Условия реализации программы

14

2.3.

Формы контроля и оценочные материалы

15

Список литературы

16

3.

1. Основные характеристики
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
естественнонаучной направленности кружок «Ментальная арифметика» обеспечивает
разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей, основанная на системе устного счета.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
• Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ № 273).
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с
изменениями на 30 сентября 2020 года).
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.
№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
Распоряжение правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р
• Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
• Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
• Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области.
• Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
№219-д от 04.03.2022 «о внесении в методические рекомендации «Разработка
дополнительных
общеобразовательных
программ
в
образовательных
организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
01.11.2021 №934-д.
• Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение
Правительства РФ от
29.05.2015 №996-р)
• Устав МБДОУ.
В период цифровизации и повышения объёма информации возрастают потребности
родителей (законных представителей) обучающихся к уровню овладения детьми
навыкам работы с данной информацией. Программа позволяет развивать у детей
умственные способности, коммуникативные качества и оперативно обрабатывать
любую информацию.
Отличительные особенности программы, новизна
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
естественнонаучной направленности кружок «Ментальная арифметика» составлена на
основе программы обучения по курсу «Ментальная арифметика» Центра гармоничного
развития «Элементарно», г. Королев, мкр. Юбилейный, ул. Героев Курсантов д. 1А.
Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволяет
формировать, развивать, корректировать у обучающихся навыки счёта, а также помочь
1

детям легко и радостно включиться в процессе обучения. Задания построены по принципу
«от простого к сложному».
Ментальная арифметика – это уникальная методика гармоничного развития
умственных способностей, которая содействует более полному раскрытию
интеллектуального и творческого потенциала ребенка. Развивающие задачи решаются с
учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка.
Известно, что изучение нового стимулирует работу головного мозга. Согласно
данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга
происходит у детей с 4 до 12 лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко
усваиваются и сохраняются на долгие годы. И тогда то, что прежде казалось трудным или
даже невозможным, становится простым и понятным. Кроме того, рабочая программа
дополнительного образования способствует развитию логических способностей
обучающегося, а также приобретению навыка мыслить нестандартно.
На начальных этапах занятий ментальной арифметикой используется абакус (счеты).
В дальнейшем дети производят вычисления в уме, создавая мысленный образ абакуса.
Данные международных исследований свидетельствуют о пользе ментальной
арифметики. Благодаря курсу ментальной арифметики у всех детей улучшились зрительная
и слуховая память, повысилась концентрация и внимательность.
Таким образом, ментальная арифметика способствует:
- развить практические навыки логического мышления обучающихся посредством
взаимодействия левого и правого полушарий головного мозга;
- наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала, исходя из
его природных способностей;
- развитие уверенности в собственных силах;
- улучшению внимательности и концентрации.
Ключевыми преимуществами занятий по ментальной арифметике являются
включение интеллектуальных игр, развивающих внимательность и творческие
способности, а также групповых и индивидуальных упражнений, направленных на
полноценную работу правого и левого полушарий мозга.
Развитые интеллектуальные способности детей являются прочной основой для
успешной учебы и творческого развития.
Адресат общеразвивающей программы
Возраст детей, участвующих в реализации программы – 5-7 лет. Это определяется
фазовым характером собственной активности ребенка. Для детей старшего дошкольного
возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со
стороны взрослых. Поэтому необходимо обеспечивать условия для развития детской
самостоятельности, инициативы, творчества. В этот период открываются новые
возможности в познании мира, проявляются различия в темпах индивидуального развития
детей. При правильном воспитании интенсивно развиваются целостное восприятие
окружающего мира, наглядно – образное мышление, творческое воображение,
непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их
нуждам и переживаниям.
Условиями приёма детей на обучение по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе естественнонаучной направленности кружок «Ментальная
арифметика» являются потребности и интересы детей и родителей (законных
представителей) к данному виду деятельности. При формировании групп учитывается
возраст ребёнка (5-7 лет) и уровень овладения программой (первый год обучения или
второй год обучения).
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа - 30 мин.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
2

Объем программы – 153 часа.
Программа рассчитана на 2 года
обучения:
1 год обучения: 76 часов в год,
2 год обучения: 77 часов в год.
Объем программы в сентябре и январе рассчитан на 3 недели обучения (комплектование
групп; новогодние каникулы в соответствии с Постановлением Правительства РФ).
Особенности организации образовательного процесса.
Реализация программы представляет собой традиционную модель - линейную
последовательность освоения содержания в течение двух лет обучения в одной
образовательной организации.
Программа распределяется по ступеням:
1 ступень «Понятие числа. Значение числа и цифры». «Конструкция абакуса. Набор
чисел». «Повторение набора чисел на абакусе». «Распознавать изображения числа на
счетах. Показывать число на счетах. Правила работы на счетах».
2 ступень. Операция «простое сложение» и «простое вычитание» однозначных чисел на
счете и на ментальной карте. Операция «простое сложение и простое вычитание» на счете
и на ментальной карте. Операция «сложение и вычитание» двузначные числа на счетах без
применения законов. Решение на ментальном уровне двузначные числа. Знакомство с
многозначными числами. Складывать и вычитать без переходов многозначные числа на
счетах.
3
ступень. Состав числа 5. Операция «Сложение и вычитание 5»: «метод помощь брата».
Правила работы на счетах. Ознакомление с составом чисел из двух меньших до 10.
Операция «Сложение и вычитание 10»: «помощь друга». 9 законом на сложение и
вычитание с переходом за «10». Правила работы на счетах. Натуральный ряд чисел, учимся
выстраивать числа по степени возрастания. Складывать и вычитать многозначные числа с
применением законов. Углубление навыка ментального счета.
Программа по освоению курса «Ментальная арифметика» построена на двух этапах.
Первый уровень включает в себя овладение техникой счета на косточках с
одновременным применением обеих рук, благодаря чему в процесс включаются правое и
левое полушария. Так достигается максимально быстрое выполнение и усвоение действий.
Второй уровень предполагает переход учеников к счету в уме, т.е. ментальному счету.
Постепенно проходя занятия, ребенок отходит от привязки к счету, тем самым стимулируя
также и свое воображение.
Перечень форм обучения
Реализация программы проходит в совместной деятельности педагога и детей, а также
в самостоятельной деятельности детей. Образовательный процесс проходит ненавязчиво, с
использованием игровых обучающих ситуаций, при сочетании подгрупповой и
индивидуальной работы с детьми и использованием приемов поддержки детской
инициативы.
Перечень видов занятий: беседа, лекция, практическое занятие. Обеспечивается
участие ребёнка во всех доступных ему видах коммуникативного взаимодействия. В
содержание занятий включена постоянная смена деятельности детей: предусмотрена
совместная работа с педагогами, самостоятельная деятельность, разминка, лого ритмика,
корригирующая гимнастика, пальчиковые игры, логические игры и задания, активные игры
и игры малой подвижности, беседы, работа в тетрадях, квест технологии, работа у доски,
математические игры, работа по развитию мелкой моторики, различные способы работы с
наглядностью.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы:
печатный тест, цифровой тест с использованием Googl Form, открытое занятие, участие в
конкурсе МБДОУ, видеоотчёт. Выбор формы в соответствии с эпидемиологической
обстановкой в учреждении.
3

1.2. Цели и задачи общеразвивающей программы
Цель: Гармоничное развитие ребенка в соответствии с возрастными особенностями.
Обучение детей коллективному взаимодействию, взаимопомощи.









Задачи программы:
обучающие –
знакомить умелому использованию абакуса и ментальной картой;
формировать навыки счёта и умению осуществлять арифметические действия;
обучать умению делать доступные выводы и обобщения;
стимулировать работу в уме с воображаемыми счетами;
развивающие развивать скорость мышления и скорость обработки информации;
расширять кругозор детей в различных областях элементарной математики;
воспитательные повысить интерес к точным наукам, например, арифметике и математике.

1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
№ Название
п\п раздела
1
1 уровень
2
2 уровень
3
3 уровень
Итого

Количество часов
1-й год обучения 2-й год обучения
55
3
21
15
0
59
76
77

Формы контроля
Практическое занятие
тест
Всего по программе: 153 часов

Тематическое планирование кружка «Ментальна арифметика»
№ Тема урока
1 уровень
1 Знакомство с ментальной
арифметикой
2 Знакомство с абакусом

Содержание
Знакомство со счетами. Устройство абакуса. Способ набора
чисел. Использование пальцев. Тетрадь.
Устройство абакуса. Способ набора чисел. Использование
пальцев. Тетрадь.
Повторение набора чисел. Число и цифра 1. Тетрадь.
Повторение набора чисел. Число и цифра 1. Тетрадь.
Знакомство с ментальными картами Повторение набора чисел.
Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на
счетах. Число и цифра 2. Тетрадь.

3
4
5

Число и цифра 1
Число и цифра 1
Число и цифра 2

6

Число и цифра 2

Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Число и цифра 2. Тетрадь.

7

Число и цифра 3

8

Число и цифра 3

9

Число и цифра 4

Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Число и цифра 3. Тетрадь.
Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Число и цифра 3. Тетрадь.
Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Число и цифра 4. Тетрадь.

10 Число и цифра 4

Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Число и цифра 4. Тетрадь.
4

11 Число и цифра 5
12 Число и цифра 5
13 Число и цифра 6
14 Число и цифра 6
15 Число и цифра 7
16 Число и цифра 7
17 Число и цифра 8
18 Число и цифра 8
19 Число и цифра 9
20 Число и цифра 9
21 Число и цифра 10
22 Число и цифра 10
23 Число и цифра от 0 до 10
24 Число и цифра от 0 до 10
25 Контрольное занятие
2-й уровень
26 Числа от 0 до 10
27 Числа от 0 до 10
28 Числа от 10 до 20
29 Числа от 10 до 20
30 Числа от 0 до 20
31 Числа от 0 до 20
32 Числа от 0 до 20
33 Числа от 20 до 30
34 Числа от 20 до 30
35 Числа от 0 до 30

Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Число и цифра 5. Тетрадь.
Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Число и цифра 5. Тетрадь.
Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Число и цифра 6. Тетрадь.
Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Число и цифра 6. Тетрадь.
Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Число и цифра 7. Тетрадь.
Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Число и цифра 7. Тетрадь.
Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Число и цифра 8. Тетрадь.
Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Число и цифра 8. Тетрадь.
Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Число и цифра 9. Тетрадь.
Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Число и цифра 9. Тетрадь.
Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Число и цифра 10. Тетрадь.
Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Число и цифра 10. Тетрадь.
Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Число и цифра от 0 до 4.
Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Число и цифра от 5 до 10.
Тетрадь.
Тест. Набор чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение
упражнений на счетах. Числа от 0 до 10. Тетрадь.
Знакомство с ментальной картой. Тренировка навыков счета с
использованием ментальных карт. Тетрадь.
Тренировка навыков счета с использованием ментальных карт.
Тетрадь.
Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Числа от 10 до 13. Тетрадь.
Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Числа от 14 до 17. Тетрадь.
Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Числа от 18 до 20. Тетрадь.
Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Числа от 0 до 20. Тетрадь.
Тренировка навыков счета с использованием ментальных карт.
Тетрадь.
Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Числа от 20 до 30. Тетрадь.
Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Числа от 20 до 30. Тетрадь.
Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Числа от 0 до 30. Тетрадь.
5

36 Числа от 0 до 30
37 Числа от 30 до 40
38 Числа от 30 до 40
39 Числа от 0 до 40
40 Числа от 0 до 40
41 Числа от 40 до 50
42 Числа от 40 до 50
43 Числа от 40 до 50
44 Числа от 0 до 50
45 Числа от 0 до 50
46 Числа от 50 до 60
47 Числа от 50 до 60
48 Числа от 0 до 60
49 Числа от 0 до 60
50 Числа от 0 до 60
51 Числа от 60 до 70
52 Числа от 60 до 70
53 Числа от 0 до 70
54 Числа от 0 до 70
55 Числа от 0 до 70
56 Числа от 70 до 80
57 Числа от 70 до 80
58 Числа от 0 до 80
59 Числа от 0 до 80

Тренировка навыков счета с использованием ментальных карт.
Тетрадь.
Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Числа от 30 до 40. Тетрадь.
Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Числа от 30 до 40. Тетрадь.
Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Числа от 0 до 40. Тетрадь.
Тренировка навыков счета с использованием ментальных карт.
Тетрадь.
Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Числа от 40 до 50. Тетрадь.
Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Числа от 40 до 50. Тетрадь.
Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Числа от 0 до 50. Тетрадь.
Тренировка навыков счета с использованием ментальных карт
Тетрадь.
Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание
многозначных чисел. Вычисления с ментальными картами и без
них. Тетрадь.
Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Числа от 50 до 60. Тетрадь.
Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Числа от 50 до 60. Тетрадь.
Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Числа от 0 до 60. Тетрадь.
Тренировка навыков счета с использованием ментальных карт.
Числа от 0 до 60. Тетрадь.
Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание
многозначных чисел. Вычисления с ментальными картами и без
них. Тетрадь.
Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Числа от 60 до 70. Тетрадь.
Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Числа от 60 до 70. Тетрадь.
Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Числа от 0 до 70. Тетрадь.
Тренировка навыков счета с использованием ментальных карт.
Числа от 0 до 70. Тетрадь.
Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание
многозначных чисел. Вычисления с ментальными картами и без
них. Тетрадь.
Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Числа от 70 до 80. Тетрадь.
Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Числа от 70 до 80. Тетрадь.
Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Числа от 70 до 80. Тетрадь.
Тренировка навыков счета с использованием ментальных карт.
Числа от 0 до 80. Тетрадь.
6

60 Числа от 0 до 80
61 Числа от 80 до 90
62 Числа от 80 до 90
63 Числа от 0 до 90
64 Числа от 0 до 90
65 Числа от 90 до 100
66 Числа от 90 до 100
67 Числа от 0 до 100
68 Числа от 0 до 100
69 Числа от 0 до 100
70 Числа от 100 до 140
71 Числа от 0 до 140
72 Числа от 0 до 140
73 Числа от 0 до 140
74 Числа от 150 до 200
75 Числа от 150 до 200
76 Числа от 0 до 200

Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание
многозначных чисел. Вычисления с ментальными картами и без
них. Тетрадь.
Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Числа от 80 до 90. Тетрадь.
Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Числа от 80 до 90. Тетрадь.
Тренировка навыков счета с использованием ментальных карт.
Числа от 0 до 90. Тетрадь.
Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание
многозначных чисел. Вычисления с ментальными картами и без
них. Тетрадь.
Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Числа от 90 до 100. Тетрадь.
Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Числа от 90 до 100. Тетрадь.
Тренировка навыков счета с использованием ментальных карт.
Числа от 0 до 100. Тетрадь.
Вычисления с ментальными картами и без них. Тетрадь.
Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание
многозначных чисел. Вычисления с ментальными картами и без
них. Тетрадь.
Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Числа от 100 до 140.
Тетрадь.
Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Числа от 100 до 140.
Тетрадь.
Сложение и вычитание многозначных чисел.
Числа от 100 до 140. Тетрадь.
Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание
многозначных чисел. Вычисления с ментальными картами и без
них. Тетрадь.
Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Числа от 150 до 200.
Тетрадь.
Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание,
выполнение упражнений на счетах. Числа от 150 до 200.
Тетрадь.
Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание
многозначных чисел. Вычисления с ментальными картами и без
них. Тетрадь.

Второй год обучения
№
Тема урока
1 уровень
1
Повторение. Числа от 0 до 49

Содержание
Повторение набора чисел. Простое сложение и
вычитание, выполнение упражнений на счетах с
многозначными числами

7

2

Повторение. Числа от 49 до 99

3

Повторение. Числа от 100 до 200

2 уровень
4
Примеры с многозначными
числами

7

Примеры с многозначными
числами
Примеры с многозначными
числами (Контроль)
Числа от 100 до 300

8

Числа от 100 до 400

9

Числа от 100 до 500

10

Числа от 100 до 600

11

Числа от 100 до 700

12

Числа от 100 до 800

13

Числа от 100 до 900

14

Числа от 100 до 1000

15
16

Примеры с многозначными
числами
Повторение состава числа 5

17

Повторение состава числа 5

5
6

Примеры с многозначными
числами (Контроль)
3 уровень
19
Правило №1 (+4 = -1+5)
18

20

Правило №1 (+4 = -1+5)

Повторение набора чисел. Простое сложение и
вычитание, выполнение упражнений на счетах с
многозначными числами
Повторение набора чисел. Простое сложение и
вычитание, выполнение упражнений на счетах с
многозначными числами
Повторение набора чисел. Простое сложение и
вычитание, выполнение упражнений на счетах и
ментальной карте с многозначными числами
Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание
многозначных чисел. Тетрадь.
Контрольное задание на счетах
Повторение набора чисел. Простое сложение и
вычитание, выполнение упражнений на счетах и
ментальной карте с многозначными числами.
Повторение набора чисел. Простое сложение и
вычитание, выполнение упражнений на счетах и
ментальной карте с многозначными числами
Повторение набора чисел. Простое сложение и
вычитание, выполнение упражнений на счетах и
ментальной карте с многозначными числами
Повторение набора чисел. Простое сложение и
вычитание, выполнение упражнений на счетах и
ментальной карте с многозначными числами
Повторение набора чисел. Простое сложение и
вычитание, выполнение упражнений на счетах и
ментальной карте с многозначными числами
Повторение набора чисел. Простое сложение и
вычитание, выполнение упражнений на счетах и
ментальной карте с многозначными числами
Повторение набора чисел. Простое сложение и
вычитание, выполнение упражнений на счетах и
ментальной карте с многозначными числами
Повторение набора чисел. Простое сложение и
вычитание, выполнение упражнений на счетах и
ментальной карте с многозначными числами
Контрольное задание на счетах
Состав числа 5. Повторение набора чисел. Простое
сложение и вычитание, выполнение упражнений на
счетах с многозначными числами
Состав числа 5. Повторение набора чисел. Простое
сложение и вычитание, выполнение упражнений на
счетах с многозначными числами
Контрольное задание на счетах
Метафора «Помощь брата». Пример: сдача в
магазине
Метафора «Помощь брата». Пример: сдача в
магазине
8

21

Правило №2 (+3 = -2+5)

22

Правило №2 (+3 = -2+5)

23

Правило №3 (+2=-3+5)

24

Правило №3 (+2=-3+5)

25

Правило №4 (+1=+4-5)

26

Правило №4 (+1=+4-5)

27

Тренировка правил сложения
«Помощь брата»
Контрольное тестирование

28

30

Повторение сложения и
вычитания с правилами и без них
Правило №5. (-4= (-5+1)

31

Правило №5. (-4= (-5+1)

32

Правило №6 (-3=-5+2)

33

Правило №6 (-3=-5+2)

34

Правило №7 (-2=-5+3)

35

Правило №7 (-2=-5+3)

36

Правило №8 (-1=-5+4)

37

Правило №8(-1=-5+4)

38
39

Повторение правил №1-№8
Контрольное задание на правила
Тренировка

40
41
42

Работа на счетах «птичкой»
Состав числа 10
Правило №9. (+1=-9+10)

43

Правило №9. (+1=-9+10)

44

Правило №10. (+2=-8+10)

45

Правило №10. (+2=-8+10)

46

Правило №11. (+3=-7+10)

47

Правило №11. (+3=-7+10)

29

Метафора «Помощь брата». Пример: сдача в
магазине
Метафора «Помощь брата». Пример: сдача в
магазине
Метафора «Помощь брата». Пример: сдача в
магазине
Метафора «Помощь брата». Пример: сдача в
магазине
Метафора «Помощь брата». Пример: сдача в
магазине
Метафора «Помощь брата». Пример: сдача в
магазине
Тренировка навыков счета с использованием счёт и
ментальных карт
Контроль усвоения темы «Правила сложения
Помощь брата.»
Тренировка с многозначными и однозначными
числами
Тренировка навыков счета с использованием счёт и
ментальных карт
Тренировка навыков счета с использованием
тренажера и ментальных карт
Метафора «Помощь брата». Пример: сдача в
магазине
Тренировка на счетах. Метафора «Помощь брата».
Пример: сдача в магазине
Тренировка на счетах. Метафора «Помощь брата».
Пример: сдача в магазине
Тренировка на счетах. Метафора «Помощь брата».
Пример: сдача в магазине
Тренировка навыков счета с использованием счёт и
ментальных карт
Тренировка навыков счета с использованием счёт и
ментальных карт
Контроль усвоения темы «Правила сложения и
вычитания. Помощь брата.»
Тренировка навыков счета на счётах и ментальных
картах с однозначными и многозначными числами
Отработка скорости счета
Повторение состава числа 10
Тренировка навыков счета с использованием счёт и
ментальных карт
Тренировка навыков счета с использованием счёт и
ментальных карт
Тренировка навыков счета с использованием счёт и
ментальных карт
Тренировка навыков счета с использованием счёт и
ментальных карт
Тренировка навыков счета с использованием счёт и
ментальных карт
Тренировка навыков счета с использованием счёт и
ментальных карт
9

48

Правило №12. (+4=-6+10)

49

Правило №12. (+4=-6+10)

50

Правило №13. (+5=-5+10)

51

Правило №13. (+5=-5+10)

52

Правило №14. (+6=-4+10)

53

Правило №14. (+6=-4+10)

54

Правило №15. (+7=-3+10)

55

Правило №15. (+7=-3+10)

56

Правило №16. (+8=-2+10)

57

Правило №17. (+9=-1+10)

58

Повторение изученных правил

59

Повторение изученных правил

60
61
62

Правило №18 (-1=-10+9)
Правило №19 (-2=-10+8)
Правило №20 (-3=-10+7)

63
64

Правило №21 (-4=-10+6)
Правило №22 (-5=-10+5)

65
66

Правило №21 (-6=-10+4)
Правило №22 (-7=-10+3)

67
68

Правило №23 (-8=-10+2)
Правило №22 (-9=-10+1)

69

Повторение и закрепление.

70

Комбинированный метод
+6 (-5,+11)

71

Комбинированный метод
+6 (-5,+11)

72

Комбинированный метод
+7 (-5,+12)

Тренировка навыков счета с использованием счёт и
ментальных карт
Тренировка навыков счета с использованием счёт и
ментальных карт
Тренировка навыков счета с использованием счёт и
ментальных карт
Тренировка навыков счета с использованием счёт и
ментальных карт
Тренировка навыков счета с использованием счёт и
ментальных карт
Тренировка навыков счета с использованием счёт и
ментальных карт
Тренировка навыков счета с использованием счёт и
ментальных карт
Тренировка навыков счета с использованием счёт и
ментальных карт
Тренировка навыков счета с использованием счёт и
ментальных карт
Тренировка навыков счета с использованием счёт и
ментальных карт
Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание
многозначных чисел. Вычисления с ментальными
картами и без них.
Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание
многозначных чисел. Вычисления с ментальными
картами и без них.
Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание
Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание
Сложение и вычитание многозначных чисел.
Тренировка счёта.
Вычисления с ментальными картами и без них
Сложение и вычитание многозначных чисел.
Тренировка счёта.
Вычисления с ментальными картами и без них
Сложение и вычитание многозначных чисел.
Тренировка счёта.
Вычисления с ментальными картами и без них
Сложение и вычитание многозначных чисел.
Тренировка счёта.
Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание
многозначных чисел. Вычисления с ментальными
картами и без них.
Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание
многозначных чисел. Вычисления с ментальными
картами и без них.
Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание
многозначных чисел. Вычисления с ментальными
картами и без них.
Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание
многозначных чисел. Вычисления с ментальными
картами и без них.
10

73

Комбинированный метод
+7 (-5,+12)

74

Комбинированный метод
+8 (-5,+13)

75

Комбинированный метод
+8 (-5,+13)

76

Комбинированный метод
+9 (-5,+14)

77

Повторение изученных
правил

Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание
многозначных чисел. Вычисления с ментальными
картами и без них.
Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание
многозначных чисел. Вычисления с ментальными
картами и без них.
Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание
многозначных чисел. Вычисления с ментальными
картами и без них.
Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание
многозначных чисел. Вычисления с ментальными
картами и без них.
Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание
многозначных чисел. Вычисления с ментальными
картами и без них.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Перспективный план работы с родителями
Цель: повышение уровня знаний родителей о гармоничном развитии мозга ребенка при
помощи методики «Ментальная арифметика».
Содержание работы с семьей
Месяц
Задачи
Мероприятие
Сентябрь Познакомить родителей с
Сообщение
«Занимательные
объемом программного
формы работы при изучении
материала по курсу
ментальной арифметики»
«Ментальная арифметика» в
старшей группе и формами
работы по курсу в учебном
году
Октябрь Дать родителям
Постоянно тренируя в счете
рекомендации по
вслух, так как умение считать
закреплению
быстро и четко определяет в
количественного и
дальнейшем
математические
порядкового счета,
способности ребенка
сравнению чисел в пределах
от 1 до 50.
Ноябрь
Дать родителям
«Математика в гостях у семьи»
рекомендации по
использованию
математических сказок в
условиях семьи.
Обязательно обращаем внимание
Дать родителям
на проговаривание названия
рекомендации по
числа, так как для детей важно
закреплению
понять принцип образования
количественного и
нового числа после 9, уделить
порядкового счета от 1 до 99 этому внимание и тогда в
дальнейшем ребенок легко и
просто будет называть числа и
записывать их.

Формы работы
Родительское
собрание

Папка-передвижка

Консультация для
родителей,
оформление папки
«Познавательная
библиотека» для
родителей

Консультация для
родителей

11

Декабрь

Показать родителям знания,
умения детей по ментальной
Откытое занятие по ментальной
арифметике. Привлечь
арифметике
родителей к участию в
жизни группы.

«День открытых
дверей»

Январь

Познакомить родителей с
использованием наглядного
материала по математике.

«1, 2, 3, 4, 5, Хочу узнать, утро,
вечер, или ночь – игры смогут
мне помочь»

Оформление выставки
занимательного
математического
материала
(дидактические и
развивающие игры,
методические
пособия)

Февраль

Привлечь родителей к
участию в жизни группы.

«Приключение
в
стране Математическая игра
Ментальной арифметики»
для детей и взрослых

Март

Дать советы родителям по
закреплению умений детей
ориентироваться на листе
бумаги, в пространстве,
«читать» пространственные
схемы.

«Сверху – снизу, слева – справа, Папка - передвижка
чтобы это мне узнать, с мамой
надо поиграть» (игры и
упражнения).

Апрель

Показать родителям, чему
дети научились за год.
Познакомить родителей с
результатами диагностики и
дать рекомендации по
закреплению знаний.

Открытое занятие по ментальной
арифметике
«Папа, мама посмотри, что уже
умеем мы»

Май

«День
открытых
дверей»
Групповое
родительское
собрание

1.4. Планируемые результаты
Личностными результатами изучения является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех
людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы
и педагога, как поступить.
Результатами изучения курса «Ментальная арифметика» являются формирование
следующих умений и навыков:
Регулятивные:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса
Познавательные:
- Уметь производить вычисления на абакусе.
- Свободно ориентироваться в числовом ряду в пределах 1000
12

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и
информацию.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские
геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические
рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график
Год обучения

Дата
начала
обучения

Дата
Количество Количество Количество
окончания
учебных
учебных
учебных
обучения
недель
дней
часов

1 год

12
сентября

30 июня

38

76

76

2 год

7
сентября

30 июня

39

77

77

Режим
занятий
2 занятия
по 1 часу
в неделю
2 занятия
по 1 часу
в неделю

Каникулы с 01 января – 08 января
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Теоретическое обучение проводится в оборудованном учебном кабинете с
использованием учебно-материальной базы, соответствующей установленным
требованиям.
Учебно-методический комплект для учащегося
1. Тетради для работы
2. Индивидуальный абакус (чёты).
3. Ментальная карта
Учебно-методический комплект для преподавателя.
4. Тетради для работы
5. Индивидуальный абакус (чёты).
6. Ментальная карта
7. Демонстрационный абакус (учительские счёты)
8. Дополнительные материалы:
13

карточки "Алфавит", карточки "Большие и малые числа", карточки "Рисуем двумя
руками", карточки "Лабиринты", карточки "Струп-тесты", карточки "Черные и белые
числа", карточки "Таблицы Шульте".
Кадровое обеспечение: Педагог с педагогическим образованием, с курсами повышения
квалификации по курсу «Ментальная арифметика» не менее 72 часов.
Методические материалы:
Ментальная арифметика. Конспекты занятий для детей 4-6 лет. Школа «Супер-мама»
Ментальная арифметика. Рабочая тетрадь для детей 4-6 лет. Часть 1-2.
Ментальная арифметика. Конспекты занятий для детей 6-7 лет. Школа «Супер-мама»
Ментальная арифметика. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. Часть 1-2.
Методы обучения:
•
Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог,
рассказ);
•
Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти);
•
Практический (складывают и вычитают числа с помощью счета);
•
Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, показ
мультимедийных материалов).
•
Работа проводится 2 раза в неделю 30 минут.
2.3. Формы контроля и оценочные материалы
Диагностика освоения детьми программы.
Мониторинг освоения детьми программы дополнительного образования «Ментальная
арифметика».
Для определения уровня усвоения программы применяются два вида мониторинга:
 внутренний (наблюдение);
 внешний
(участие в олимпиаде МБДОУ)
Внутренний мониторинг.
В начале первого года обучения проводится первичная фиксация уровня
знаний, где детям предлагается задания с арифметическими действиями.
Педагог фиксирует индивидуальные способности ребенка по основным навыкам
выполнения задания.
В конце года проводится мониторинг по этим же навыкам, что позволят педагогу
проследить динамику уровня усвоения программы на первом (втором) году обучения.
Таблица индивидуального мониторинга освоения программы
Фамилия, имя ребёнка
начало
уч.г.

оконч.
уч.г.

начало
уч.г

оконч.
уч.г.

Умение работать в тетради
Эмоциональная вовлеченность
ребенка в работу на занятии
Знание
цифры от 0 до 9
Знание числа
от 10 до 100
Умение совершать арифметические
действия на абакусе

14

Умение совершать арифметические
действия ментально
Упражнения на развитие логического
мышления
Упражнения на выполнение заданий
одновременно двумя руками
Общий балл
Уровень освоения программы
По каждому критерию выставляются баллы от 1-3, которые суммируются и определяют
общий уровень освоения программы на начало года и конец года.
Уровни освоения программы
1 балл - ДОСТАТОЧНЫЙ – ребёнок пассивен в работе. Не владеет основными
полученными знаниями.
2 балла - СРЕДНИЙ – ребёнку нравится выполнять задания с числами.
Ребёнок допускает ошибки в работе, но исправляет их с небольшой помощью педагога.
3 балла - ВЫСОКИЙ – ребёнок активен при выполнении операции с числами.
Самостоятелен при выполнении заданий.
Данные критерии являются основанием лишь для оценки индивидуального развития
ребенка. Продвижение в развитии каждого ребенка оценивается только относительно его
предшествующих результатов.
В конце учебного года 1 раз проводится мониторинг в виде олимпиады по ментальной
арифметике. Олимпиада – это мощная мотивация на дальнейшее развитие, на усердные
занятия и новые победы. В нашей олимпиаде – главное участие.
3. Список литературы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ № 273).
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с
изменениями на 30 сентября 2020 года).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.
№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
Распоряжение правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р
5. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
6. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
7. Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области.
15

8. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
№219-д от 04.03.2022 «о внесении в методические рекомендации «Разработка
дополнительных
общеобразовательных
программ
в
образовательных
организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
01.11.2021 №934-д.
9. Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение
Правительства РФ от
29.05.2015 №996-р)
10. Бураков Н. «Я считаю до 10. Экспресс-курсы по обучению счету». Издатель:
Бураков-Пресс. Год издания: 2011.
11. Бураков Н. Экспресс-курсы по обучению счету. Сложение и вычитание в пределах
10. Издательство: Бураков-Пресс, 2017г. ISBN: 978-5-4385-0009-4. 2017г., с. 80
12. Евгения Кац: Необычная математика. Тетрадь логических заданий для детей 5-6
лет. ФГОС. Издательство: МЦНМО, 2022 г. ISBN: 978-5-4439-2522-6, с. 64
13. Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как нетрадиционный метод
обучения устному счёту дошкольников // Международный научный журнал
«Символ науки» №12-2/2016. С. 221-225.
14. Ментальная арифметика. Конспекты занятий для детей 4-6 лет. Школа «Супермама». www.super-mama.onl
15. Ментальная арифметика. Рабочая тетрадь для детей 4-6 лет. Часть 1-2. www.supermama.onl
16. Ментальная арифметика. Конспекты занятий для детей 6-7 лет. Школа «Супермама» . www.super-mama.onl
17. Ментальная арифметика. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. Часть 1-2. www.supermama.onl
18. Х. Шен. «Менар. Абакус1,2,3,4,5,6». Текст: электронный. – URL http://chadorado.ru/wp-content/uploads/2018/02/menar1.pdf.
Электронные ресурсы:
1. Министерство просвещения России. - сайт- URL:https://edu.gov.ru/.
2. Министерство науки и высшего образования российской федерации
(Минобрнауки) : сайт. - сайт- URL:https://minobrnauki.gov.ru/.
3. Российское образование. Федеральный портал. - сайтURL:http://www.edu.ru/map/do/.
4. Внешкольник. Информационно-методический портал о дополнительном
(внешкольном) образовании. – сайт- URL: https://dop- obrazovanie.com
5. Абакус- математика. сайт- URL: www.abakus-center.ru

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».