ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ ..................................... 3
1.1
Пояснительная записка ........................................................................... 3
1.2 Методы, формы и приемы реализации программы .................................10
1.3 Цель и задачи реализации программы ......................................................11
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ..................................................................15
2.1 Учебный (тематический) план ..................................................................15
2.2
Содержание учебно-тематического плана ............................................15
2.3 Планируемые результаты ..........................................................................24
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ...........................26
3.1 Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год ......................26
3.2 Условия реализации программы ...............................................................26
3.3 Формы контроля и оценочные материалы ...............................................29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................31
2
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1
Программа
эстетическому
Пояснительная записка
дополнительного
развитию
детей
образования
дошкольного
по
художественно-
возраста
«Музыкальная
шкатулка» разработана в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (приказ №1155 от
17.10.2013) (далее – ФГОС ДО), основных принципов, требований к
организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в
МБДОУ детский сад № 265, возрастных особенностей детей старшего
дошкольного возраста от 5 до 7 лет, с учетом основной общеобразовательной
программы дошкольного образования «От рождения до школы» под
редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М. 2017 г.
Данная
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа составлена на основе следующих нормативных документов:
•
Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
•
ноября
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9
2018г.
осуществления
№
196
«Об
образовательной
утверждении
Порядка
деятельности
по
организации
и
дополнительным
общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020
года).
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
•
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, Распоряжение правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р
3
•
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
общеобразовательных
программ,
дополнительных
способствующих
социально-
психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»).
•
Приказ
утверждении
Минобрнауки
Порядка
России
применения
от
09.01.2014
организациями,
№
2
«Об
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
•
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
•
Требования
общеразвивающим
персонифицированного
к
дополнительным
программам
для
финансирования
общеобразовательным
включения
дополнительного
в
систему
образования
Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от
26.02.2021
•
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «о внесении в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ
в образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д.
•
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р)
4
Сегодня особенно актуальным становится музыкально-творческое
воспитание дошкольников, развитие их природной музыкальности, так как
это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к
ценностям культуры, а очень эффективный способ развития самых разных
способностей детей, путь к их одухотворенной счастливой жизни и
самореализации
как
личности.
В
связи
с
этим
была
разработана
дополнительная общеобразовательная программа «Музыкальная шкатулка».
Пение – основное средство музыкального развития, а также наиболее
доступный
исполнительский
вид
музыкальной
деятельности
детей
дошкольного возраста. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще
не понимая до конца ее содержания. По мере развития мышления, речи,
накопления новых представлений усложняются, и переживания ребенка и
возрастает интерес, как к самой песне, так и к ее воспроизведению. Голос
ребенка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот
почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг,
помогает организовать творческие, сюжетные игры.
В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности:
музыкальный слух, память, чувство ритма, расширяет общий музыкальный
кругозор. Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются
протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков
и слогов. Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к
совместным действиям.
Направленность
образовательной
программы
–
художественно-
эстетическая.
Актуальность данной программы определяется потребностью в
широком приобщении детей к музыкальной культуре и решением в
образовательном процессе тех современных задач, которые определены в ФЗ
5
«Об образовании в РФ» и требованиях ФГОС ДО. Развитие творческой
активной личности, приобщение к музыкальной культуре, умение детей
адаптироваться в социуме – залог всестороннего развития. В программе
систематизирован опыт создания детского творческого коллектива на основе
многосторонней работы по обучению музыкальной грамоте, развитию
вокальных данных, выработке навыков ансамблевого и сольного пения,
совместного музицирования. Применение в программе здоровьесберегающих
технологий обусловлено реализацией Программы развития МБДОУ детский
сад № 265 (Протокол № 01 от 28.08.2020 г.). Заказчиками дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
вокальная
студия
«Музыкальная шкатулка» являются родители (законные представители) –
именно они видят интересы своего ребёнка, стремятся развивать всесторонне,
многие планируют дальнейшее музыкальное образование, поэтому выбирают
именно художественно-эстетическое развитие в дополнительном образовании.
В современном обществе постоянно повышается социальный престиж
интеллекта и научного знания. В связи с чем, современная музыкальнопедагогическая практика, стремясь отвечать запросам общества, все чаще
обращается
к
новым
формам
творческого
музыкального
общения,
представляющим особую ценность и интерес, а также стремится применить
новые требования к музыкальному развитию:
•
создать условия, предоставляющие шанс каждому ребенку для
поиска и выявления индивидуальных для него способов общения с музыкой;
•
творчески развивать его природную музыкальность;
•
высвобождать первичную креативность, создать условия для
спонтанных творческих проявлений.
Еще одной из важных направленностей программы является развитие
эмоциональной сферы детей. Именно люди, обладающие хорошо развитым
6
эмоциональным интеллектом, становятся успешными в будущем, кроме того,
это и придает смысл существованию человека.
Отличительная особенность программы «Музыкальная шкатулка» в
том, что в разработку программы вошли не только методики вокального
искусства,
но
и
музыкально-игрового
творчества,
а
также
здоровьесберегающие методики, такие как «Фонопедический метод развития
голоса» В.В.
Емельянова,
«Система дыхательных упражнений» А.Н.
Стрельниковой. Воспитанники на занятиях в вокальной студии не только
развивают вокальные навыки, раскрывают свой внутренний творческий
потенциал, совершенствуя при этом свои музыкально-ритмические умения,
но и учатся беречь свой голос и развивают дыхательную систему организма.
Новизна программы заключается в ее интегративности, поскольку
вокальная деятельность – неотъемлемая часть всех занятий, проводимых в
ДОУ, с одной стороны, и все занятия способствуют ее обогащению и
развитию с другой, составлена с учетом реализации межпредметных связей.
«Музыкальное развитие», где дети учатся слышать в музыке разное
эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой;
слушают музыку, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее
возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
«Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция,
ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием
скороговорок, чистоговорок, потешек.
«Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями
общественной жизни, предметами ближайшего окружения.
Адресатами программы являются воспитанники старшего дошкольного
возраста. К зачислению на дополнительную образовательную программу
7
допускаются все желающие воспитанники в возрасте от 5 до 7 лет. Учебные
группы формируются по количеству человек от 5 до 12.
Характеристика возрастных особенностей обучающихся 5-7 лет
У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно
высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и
пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного
мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения.
Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится
целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки,
изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии,
поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно
различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более
устойчивой вокально – слуховая координация.
В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только
психические, но и физические особенности развития ребенка.
Голосовые
мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование
происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение
следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и
на выразительность исполнения. Надо учить детей петь, не напрягаясь,
естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются
правильные вокальные данные, в голосе появится напевность, он станет
крепким и звонким.
Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей
6-7 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это
позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными
музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон
(до – ре). Дети
правильно интонируют мелодию.
8
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка
два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку
певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах
коллективного исполнительства:
•
песни хором в унисон;
•
хоровыми группами (дуэт, трио и т.д.);
•
при включении в хор солистов;
•
пение под фонограмму;
•
пение по нотам.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить
особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту
интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса
определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Режим занятий
Возраст 5-7 лет
Продолжительность одного академического часа
30 минут
Общее количество часов в неделю
2
Объем программы – 76 академических часов.
Срок освоения программы– 1 год.
В качестве основной формы реализации образовательной программы
взята традиционная модель реализации программы, представляющая собой
линейную последовательность освоения содержания в течение одного года
обучения в одной образовательной организации.
Уровень программы – ознакомительный.
9
1.2 Методы, формы и приемы реализации программы
1. Показ
с
пояснениями.
Пояснения,
сопровождающие
показ
музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если
песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.
2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных
упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают
активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания,
полученные на предыдущих занятиях.
3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их
ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в
зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной
группе.
4. Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от
возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку
осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей,
вселять в них уверенность, но делать это деликатно.
Формы работы с детьми
Формы
занятий:
групповые.
Занятия
включают
в
себя
организационную, теоретическую и практическую части. Организационная
часть должна обеспечить наличие всех необходимых материалов и
иллюстраций для работы. Теоретическая часть занятий должна быть
максимально компактной и включать в себя необходимую информацию по
теме и предмету знания, большее количество времени занимает практическая
часть. Форму занятий можно определить как творческую деятельность детей.
Основная форма образовательной работы с детьми – музыкальные
занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное
10
и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных
способностей каждого ребенка.
Занятия включают чередование различных видов деятельности и
обеспечивают
тем
самым
разностороннее
развитие
музыкальных
способностей детей. Занятия содействуют воспитанию многих положительных
качеств
личности
ребенка.
Объединяют
детей
общими
радостными,
эстетическими переживаниями, совместными действиями, учат культуре
поведения,
требуют
определенной
сосредоточенности,
проявления
умственных усилий, инициативы и творчества.
Для реализации программы используются следующие виды занятий:
беседа, практическое занятие, открытое занятие.
При подведении итогов реализации общеразвивающей программы
применяются следующие формы: беседа, наблюдение, открытое занятие,
участие в конкурсе, отчетный концерт.
1.3 Цель и задачи реализации программы
Цель: создание условий для творческого развития личностного
потенциала
ребенка,
его
природной
музыкальности,
развитие
выразительного, свободного и интонационно «чистого» пения, способностей
творческого самовыражения, как условия комфортного эмоционального
состояния и самореализации в жизни.
Задачи:
1. Приобщать к миру музыкального искусства через разностороннюю
музыкально-творческую деятельность: русский фольклор, фольклор
народов мира, классическая музыка, детская современная музыка;
2. Развивать вокальные навыки;
3. Развивать эмоциональную сферу и эмпатию;
11
4. Социализировать и развивать коммуникативные качества;
5. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
6. Развивать креативное мышление;
7. Развивать музыкальные способности и творческо-импровизационную
активность.
Решение поставленных задач предполагается через следующие виды
деятельности:
диагностика;
игровая
развивающая
работа;
вокальная
деятельность; просвещение и консультирование; работа над творческими
выступлениями; коллективная работа; индивидуальная работа; беседа;
распевание по голосам; упражнения, формирующие правильную певческую
осанку; дыхательная звуковая гимнастика; артикуляционные упражнения;
игра на детских музыкальных инструментах; музыкально-дидактические игры
и упражнения; концертные выступления; участие в творческих конкурсах
различного уровня.
Работу по программе необходимо осуществлять по четырем основным
направлениям: работа с детьми, с родителями, с педагогами, организация
художественно-эстетической творчески развивающей среды.
В содержание работы с детьми мы включаем следующие направления:
1. основы вокальной культуры;
2. культура и техника речи;
3. участие в проведении праздников, досугов и развлечений.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка
два
взаимосвязанных
направления:
собственно
вокальную
работу
(постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в
различных видах коллективного исполнительства:
песни хором в унисон
хоровыми группами (дуэт, трио и т.д)
12
тембровыми подгруппами
при включении в хор солистов
пение под фонограмму.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить
особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту
интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса
определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Для
того,
чтобы
научить
детей
правильно
петь
(слушать,
анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и
голоса) нужно соблюдение следующих условий:
- игровой характер занятий и упражнений,
- активная концертная деятельность детей,
-доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с
удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в
гостях
- атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально –
дидактические игры, пособия),
- звуковая аппаратура (ноутбук с записями музыкального материала,
музыкальный центр, микрофон)
- сценические костюмы, необходимые для создания образа.
Программа включает подразделы:
- восприятие музыки;
- развитие музыкального слуха и голоса;
- песенное творчество;
- певческая установка;
13
- певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоциональновыразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык
выразительной дикции.
14
2.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1 Учебный (тематический) план
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Всего
Тема
Вводное занятие
Настройка
певческого
аппарата
Строение
голосового
аппарата
Певческое
дыхание.
Основы
голосообразован
ия и
звуковедения.
Дикция и
артикуляция
Мелодический и
гармонический
строй
Работа над
певческим
репертуаром
Работа с
техническими
средствами
Итого часов
2.2
2
8
6
Количество часов
Теоретических
Практических
занятий
занятий
1
1
1
7
1
Формы
аттестации/к
онтроля
5
10
1
9
10
1
9
6
1
5
6
2
4
20
1
19
8
1
7
76
10
66
- наблюдения,
беседы;
- выступления
детей на
открытых
мероприятиях;
- участие в
тематических
праздниках;
- открытые
занятия для
родителей;
- отчетный
концерт по
итогам года
Содержание учебно-тематического плана
Тема 1. Вводное занятие.
Теория. Рассказ о правилах поведения на занятии. Знакомство детей с
положением корпуса во время пения (певческая установка), творческими планами на
год.
Практика. Прослушивание голосов. Исполнение педагогом песни Л. Абелян
«Петь приятно и удобно» о положении корпуса во время пения. Стихотворение В.
15
Степанова «Голос». Разучивание артикуляционной гимнастики «Как мастер
язычок делал ремонт», исполнение детьми знакомых и любимых песен.
Тема 2. Настройка певческого аппарата.
Теория. Певческая установка Правильное положение корпуса, шеи и головы.
Практика. Навык вступления – вдох, мгновенная задержка – звук.
Навык снятия звука «на вдохе». Выравнивание гласных. Сглаживание
регистров. Освобождение гортани. Снятие
зажимов с нижней челюсти.
Навык свободного открытия рта. Максимальное сохранение певческой
установки при хореографических движениях (элементах) в медленных и
средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой.
Тема 3 . Строение голосового аппарата.
Теория.
Основные
компоненты
системы
голосообразования:
дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный
аппарат. Функционирование гортани,
работа диафрагмы. Регистровое
строение голоса.
Практика. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных.
Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы.
Тема 4. Певческое дыхание.
Теория. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной,
смешанный. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания.
Практика. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры
звука», пение на дыхании. Координация дыхания и звукообразования. Пение
упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения,
формирующие певческое дыхание. Укрепление дыхательных функций в пении.
Тема 5. Основы голосообразования и звуковедения.
16
Теория. Образование голоса в гортани; атака звука (твѐрдая, мягкая,
придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра.
Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения.
Практика. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием и
звуковедением. Интонирование. Навык кантиленного пения при сохранении
единого механизма образования гласных звуков. Сохранение вдыхательной
установки и развитие навыка пения на опоре дыхания.
Тема 6. Дикция и артикуляция.
Теория. Понятие о дикции и артикуляции. Фразировка, Штрихи. Акцент.
Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Правила орфоэпии.
Практика. Развитие навыка резонирования звука. Формирование
высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чѐткости с
качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков в пении.
Работа над дикционным и артикуляционным ансамблем.
Тема 7. Мелодический и гармонический строй.
Практика. Ансамблевый унисон. Работа над чистотой интонирования.
Интонирование характера интервала в пении. Развитие внутреннего слуха.
Развитие гармонического слуха.
Тема 8. Работа над певческим репертуаром.
Практика. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью
поэтического текста (в речи и пении). Исполнение песни в сочетании с
пластическими движениями и
сложностями
интонирования,
современных
композиторов.
Разнообразие
элементами актерской игры. Работа над
строем
и
Овладение
вокально-исполнительских
ансамблем
в
произведениях
элементами
стилизации.
приемов
(глиссандо,
придыхательная атака звука, резкие переходы в различные регистры и т.д.).
Особенности пения a`cappella, с сопровождением фортепиано и под
17
фонограмму. Прослушивание и обсуждение с детьми мастеров вокального
искусства.
Тема 9. Работа с техническими средствами.
Практика. Работа с микрофоном и фонограммой. Развитие различных
приемов в работе с микрофоном.
Структура занятия
1.
Приветствие, распевание. Работая над вокально-хоровыми
навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в
определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа,
упражнений)
следует
в
среднем,
удобном
диапазоне,
постепенно
транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 7
минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей
предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата
ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая
голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных
средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
2.
Дыхательная гимнастика. Для отдыха голосового аппарата
после распевания и тренировки дыхательных путей.
3.
Артикуляционная разминка. Для развития артикуляционного аппарата.
4.
Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского
мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий, игра
на детских музыкальных инструментах. Работа над чистотой интонирования,
правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими
оттенками.
18
5.
Заключительная
часть.
Пение
с
движениями,
которые
дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и
запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.
Направления работы по совершенствованию голосового аппарата
Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в
единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по
совершенствованию
голосового
аппарата
ребёнка,
и
способствуют
формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности.
Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в
органичном единстве с формированием ладового и метроритмического
чувства включает решению следующих задач:
1. Певческая установка. Общие правила пения включают в себя
понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус
должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует
задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в
небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь
сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.
2. Дыхание. Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и
выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания.
Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы
всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется
живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный
процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют
унифицировать
внешне-физиологические
признаки
дыхания.
Практикой
выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания:
- вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);
- после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;
19
- выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на
зажжённую свечу).
С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога.
Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью
дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это
способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но
способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через
нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а
это служит показателем правильной работы гортани, что способствует
раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений
даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным
вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время
полноценным.
К
тому
же
здоровьеоберегающую
привычка
функцию
делать
вдох
через
(общегигиеническое
нос
имеет
значение,
предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только
при вдохе через нос).
Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом
достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо
научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Дети должны
знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком
глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно
отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха
следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень
длинна.
20
3. Артикуляционная работа. Правильное формирование гласных
звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно,
красивым, округлённым и ровным звуком.
При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта
раскрывается широко, глотка становится узкой. Использование упражнения
для раскрепощения голосового аппарата, освобождает его от зажатости
напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к
«а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и
несколько более расширена, чем при пении на «а».
Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что
способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также
наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении.
Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и
глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам начинать
работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и
расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания
других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти
от речевой к певческой форме подачи звука. В работе над гласными следует:
а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;
б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается
мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;
в) для достижения остроты и звонкости звучания применять
использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного
«й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий;
г) тщательно следить не только за формой, но и за активностью
артикуляционного аппарата.
21
Важная задача - научить детей связному и отчётливому исполнению
гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции.
Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка,
губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц»
невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от
верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при
активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные
оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой).
Для «размягчения» звука применяются слоги с согласным «л», а при
звуковой вялости - слоги с согласным «д».
4. Выработка подвижности голоса. Это качество приобретается на
основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции.
Подвижность или гибкость голоса - искусство исполнения произведения с
необходимыми
замедлением),
отклонениями
от
основного
темпа
(ускорением
или
усилением или ослаблением звучности. В работе над
подвижностью соблюдается постепенность: прежде чем петь упражнения и
песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и
с умеренной силой звучания.
5. Расширение певческого диапазона детей. Этому виду работы
хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков
среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии
голосового аппарата. Для определения ширины диапазона следует выявить
примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном
отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя
упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием
детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком,
22
значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать
такого пения.
6. Развитие чувства метроритма. Такая работа осуществляется с
помощью специальных технических упражнений или приёмов по преодолению
ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно
быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно
преодолению
таких
трудностей
подбираются
специальные
конкретные
упражнения.
7.
Выразительность
и
эмоциональность
исполнения.
Любое
исполнение песни - эмоциональное переживание. Следует дать детям
прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить
кульминационные зоны. Художественный образ, заложенный в песне, ставит
перед детьми сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью
педагога.
8.Работа над чистотой интонирования. В целях правильного в
интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в
процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является
пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с
обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания
условий наилучшего интонирования мелодии стимулируется тихое пение.
Работа над трудно вокализуемыми местами решается с помощью специальных
тренировочных упражнений. Использовать пропевание мелодии в форме легато
и стаккато.
9.Формирование чувства ансамбля. В хоровом исполнении учить
детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с
исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство
ансамбля воспитывается путём одновременного начала и окончаниия пения.
23
Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои
голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.
10. Формирование сценической культуры. Подбирать репертуар для
детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Необходимо
учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести
себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются
артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится
комплекс движений по ритмике.
2.3 Планируемые результаты
Планируемые результаты – совокупность знаний, умений, навыков,
личностных качеств, компетенций, приобретаемых учащимися при освоении
программы по ее завершению.
Метапредметные результыты:
формирование коммуникативной компетенции;
способность ставить для себя цели действий, делать выводы в процессе
работы и по её окончании;
умение анализировать и представлять в разных формах полученную
информацию;
рефлексия (самооценка, самонаблюдение, самоконтроль) в процессе
коммуникации.
Личностный результат:
поет, не напрягаясь, естественным светлым звуком;
голос окреп, стал более звонким, появилась напевность;
увеличился интерес к вокальному искусству;
расширился диапазон (до1 – до2);
24
укрепились навыки вокально-хоровой деятельности (вовремя начинает
и заканчивает пение, правильно вступает, умеет петь по фразам,
слушает
паузы,
правильно
выполняет
музыкальные,
вокальные
ударения, четко и ясно произносит слова – артикулирует при
исполнении);
стремится передавать характер песни, умеет исполнять легато, нон легато,
правильно распределяет дыхание во фразе, умеет делать кульминацию во
фразе.
Предметный результат: овладение детьми навыками искусства
пения, свободой музицирования, способностью и желанием продолжать
занятия вокалом после освоения программы.
Во
время
обучения
по
данной
программе
предусматривается
выступления детей перед родителями и сверстниками на праздниках МБДОУ
детский сад № 265, на конкурсах различного уровня и на отчетном концерте
в конце учебного года.
25
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
3.1 Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
№
п/п
Основные характеристики образовательного процесса
Кол-во
1
Количество учебных недель
38
2
Количество учебных дней
76
3
Количество часов в неделю
2
4
Количество часов
76
5
Недель в I полугодии
13
6
Недель во II полугодии
25
7
Начало занятий
01.09.2023
8
Выходные дни
31.12.202308.01.2024
9
Окончание учебного года
30.06.2024
3.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение. Музыкальный зал МБДОУ
детский сад № 265 представляет собой специально оборудованное
помещение для деятельности с детьми. Оборудование, мебель, аппаратура,
приспособления, необходимые для занятий соответствуют санитарногигиеническим требованиям. Мебель в музыкальном зале подобрана согласно
возрасту детей. Подбор оборудования определялся в соответствии с задачами
музыкального развития детей. Количество оборудования определяется из
расчета активного участия всех детей в процессе занятий.
Зал оснащен мебелью (стулья в количестве, достаточном для группы
детей, шкаф для оборудования), интерактивное оборудование (проектор),
26
технические средства обучения (музыкальный центр, пианино, микрофоны,
CD, аудио и видео материал).
Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования Новикова Дарья Владимировна, музыкальный руководитель МБДОУ детский
сад № 265, окончила Свердловское областное музыкальное училище
(колледж) им. П.И. Чайковского по специальности «Руководитель хора и
ансамбля», Екатеринбургская академия современного искусства профиль
«Управление в сфере культуры».
Методические материалы
№ Название раздела, Материальноп/п темы
техническое
оснащение,
дидактикометодический
материал
1
Вводное занятие
Фортепиано,
проектор;
Игразнакомство,
видеозаписи
2
Настройка
Фортепиано,
певческого аппарата проектор;
- Видеозаписи
Дыхательная
гимнастика
3
Строение
голосового аппарата
4
Певческое дыхание
Формы,
методы, Формы
приемы
обучения. учебного
Педагогические
занятия
технологии
Словесный, наглядно- Фронтальное,
слуховой
метод. традиционное
Игровые
приемы: занятие
воображаемая ситуация
Наглядно-слуховой,
словесный
методы.
Игровые
приемы:
использование
стихотворения,
звукоимитации.
Практический метод
Фортепиано, Словесный, нагляднопроектор;
слуховой,
- Видео и аудио, наглядно-зрительный,
иллюстрации
практический методы,
игровые приемы.
Артикуляционная
гимнастика
Фортепиано, Словесный, нагляднопроектор,
зрительный, наглядношумовые
звуковой,
инструменты;
практический. Игровые
- Видео и аудио, приемы: использование
Фронтальные,
тематические
занятия
Фронтальные,
тематические
занятия
Доминантные
занятия,
тематические
занятия
27
5
6
7
иллюстрации;
Дыхательная
гимнастика
Основы
Фортепиано,
голосообразования и металлофон,
звуковедения
шумовые
инструменты,
проектор;
- Видео и аудио,
иллюстрации
Дикция
и Фортепиано,
артикуляция
проектор,
шумовые
инструменты,
магнитная доска;
- Видео и аудио
записи,
иллюстрации;
Артикуляционная
гимнастика
Мелодический
и Фортепиано,
гармонический
металлофон,
строй
магнитная доска,
проектор;
- Видео и аудио,
иллюстрации
8
Работа
певческим
репертуаром
9
Работа
техническими
средствами.
сказочных
персонажей.
Словесный, наглядно- Фронтальные,
слуховой,
тематические
наглядно-зрительный,
занятия
практический методы,
игровые приемы.
Практический
метод, Доминантные
игровые приемы.
занятия,
тематические
занятия
Словесный, нагляднослуховой,
наглядно-зрительный.
Приемы:
проблемная
ситуация,
загадки,
слушание,
соревнование.
над Фортепиано, Практический
метод,
проектор,
игровые приемы.
шумовые
инструменты,
магнитная доска;
- аудио записи
с Фортепиано, Словесный, нагляднопроектор,
слуховой,
микрофоны,
наглядно-зрительный,
шумовые
практический методы,
инструменты,
игровые приемы.
магнитная доска;
- Видео и аудио
записи,
иллюстрации
Фронтальные,
тематические
занятия
Доминантные
занятия,
фронтальные,
тематические
занятия
Доминантные
занятия,
фронтальные,
тематические
занятия
28
3.3 Формы контроля и оценочные материалы
В основе построения
занятий с детьми вокалом лежит принцип
диагностики и развития музыкальных способностей в процессе обучения
детей пению. Диагностика в каждой возрастной группе проводится в начале
и в конце учебного года. При разработке диагностических методик
учитывается, прежде всего: - чтобы они были собственно музыкальными, соответствовали возрасту и степени музыкальной обучености детей, - давали
возможность судить об уровне развития исследуемой способности в
совокупности составляющих ее компонентов (ладового чувства, музыкальнослуховых представлений и чувства ритма). Акцент в организации вокальнохоровой деятельности с дошкольниками делается на результат в виде
внешней демонстрации вокальных способностей, а так же организацию
коллективной творческой деятельности. В процессе реализации программы
используются следующие виды контроля: текущий контроль (формы
контроля знаний, умений и навыков учащихся в процессе обучения – беседы,
мини концерты друг для друга); промежуточный контроль (формы
контрольный занятий в течение учебного года – открытое занятие для
родителей в январе); итоговый контроль (формы контрольных занятий в
конце учебного года – отчетный концерт).
Продуманная, систематическая, последовательная работа по обучению
детей пению расширяет музыкальные представления каждого ребенка,
способствует развитию музыкальных способностей, положительно влияет на
общее развитие ребенка.
Обследования детей проводятся 2 раза в год - в октябре и в июне.
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить
степень
освоения
ребенком
дополнительной
Программы
и
влияние
29
непосредственного образовательного процесса, организуемого в дошкольном
учреждении, на развитие ребенка.
Результаты работы будут отслеживаться следующими способами:
умение ребенком применять знакомые песни в играх, в процессе праздников,
развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения,
способом прослушивания. Подведение итогов реализации дополнительной
образовательной программы будут проходить в основной форме подведения
итогов работы вокальной студии - концертные выступления в ДОУ, участие в
конкурсах различного уровня.
Диагностическая карта составлена на основе системы педагогического
мониторинга Н.В. Верещагиной для старшего дошкольного возраста от 5 до 7
лет (Приложение 1).
30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273)
2.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9
ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года)
3.
Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
4.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О
направлении
методических
рекомендациями
по
рекомендаций»
реализации
(вместе
с
адаптированных
«Методическими
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»)
5.
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые программы)»
6.
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р)
31
7.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, Распоряжение правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р
8.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
9.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «о внесении в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в
образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» от 01.11.2021 №934-д.
Литература, использованная при составлении программы
1.
Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в
детском саду: занятия, игры, упражнения. – Волгоград: Учитель, 2011. – 204 с.
2.
Амосова Т.Ю. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. /Авт.-
сост. Т. Ю. Амосова. – М.: РИПОЛ классик, 2008. – 64 с.
3.
Ветлугина
Н.А.
Музыкальный букварь.
–
М: Книга
по
требованию, 2013. – 102 с.
4.
Емельянов В.В. Развитие голоса. Методическое пособие. – СПб.:
Лань, 2000. – 190 с.
5.
Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.:
Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 176 с.
6.
Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры дошкольников.
– М: Просвещение, 1982. – 96 с.
7.
Мерзлякова С.И. Учим детей петь 5-6 лет. Песни и упражнения
для развития голоса. – М: ТЦ Сфера, 2015. – 160 с.
32
8.
Мерзлякова С.И. Учим детей петь 6-7 лет. Песни и упражнения
для развития голоса. – М: ТЦ Сфера, 2015. – 176 с.
9.
Струве В.Г. Хоровое сольфеджио. Методическое пособие. – М:
Советский композитор, 1988. – 71 с.
10.
Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К Орфа. –
М: ООО «Фирма «Издательство АСТ», ООО «Издательство «Астрель», 2000.
– 96 с.
Литература для обучающихся и родителей
1. Азаров Ю.П. Руководство по развитию талантов. – М., 2012. – 152 с.
2.
Булучевский Ю.,Фомин В. Краткий словарь для учащихся. - Л.:
«Музыка», 1988
3.
Добровольская С.А. Что надо знать о детском голосе. – М.:
Просвещение, 1980. – 36 с.
4.
Доронова Т. Н. Программа «Из детства в отрочество» для
родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1
года до 7 лет. – М: Просвещение, 2007
5.
Кабалевский Д.Б. Про трёх китов и многое другое. – М.: Детская
литература, 1972. – 224 с.
6.
Кадыков И.Ф. Удивительное о голосе и слухе. - М.: «Знание»,
7.
Козлянинов
1969
И.П.,
Чарели
Э.М.
Тайны
нашего
голоса.
Екатеринбург, - 1992г.
8.
Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в
саду. – Ярославль: «Академия развития», 1997
9.
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. –
Ярославль: «Академия развития», 1997.
10. Нестьев И.В. Учитесь слушать музыку. М., «Музыка», - 1987г.
33
11. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.
34
35