ДООП художественной направленности изостудия Волшебные пальчики

Содержание

I. Целевой раздел ……………..…………………………..……………….....3
1.1. Пояснительная записка……………………..……………..…………......3
1.2. Цель……………………………………………………………………...5
1.3. Задачи……………………………………………………………………5
1.4. Принципы построения………………………………………………….6
2.Содержательный раздел……………………………………………….......7
2.1. Художественно-эстетическая область……………………………........7
2.2. Основные блоки………………………………………………………....9
3. Организационный раздел………………………………………………...11
3.1. Структура занятий………………………………………………………...11
3.2. Режим занятий……………………………………………………………13
3.3. Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса 14
3.4. Условия реализации…………………………………………..……..........19
3.5 Ожидаемые результаты……………………………………....…...............20
Литература………………………………………………………….………….21

2

I. Целевой раздел
1.1.

Пояснительная записка

Дошкольный возраст- наиболее целесообразный период для эстетического и
художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим
потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии,
сотрудничестве, сотворчестве.
Многие учёные, педагоги, психологи, воспитатели пробуют по новому
оценить традиционные подходы к художественному воспитанию детей. Подобные
поиски ведут к пересмотру знакомого и хорошо известного, помогают не
останавливаться на уже достигнутом, «встряхивают», и обогащают. В результате таких
поисков и открытий детская деятельность становится всё более свободной, радостной и
успешной!
«Стремление в чём-то преуспеть, быть компетентным и независимым, понять
мир и действовать искусно- фундаментально для каждого человека»- утверждает
профессор психологии М. Даналдсон.
В своей работе я

решила обратиться к нетрадиционным художественным

техникам, чтобы повысить интерес детей к художественному творчеству. Возникает
вопрос: «Почему техники называются нетрадиционными, если они уже вошли в
практику работы многих детских учреждений?»
Во-первых, эти техники не получили достаточно широкого распространения и не
«укоренились», они являются скорее экспериментальными.
Во-вторых,

педагогический

опыт

применения

данных

техник

пока

не

систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных
образовательных программах.
В-третьих,нетрадиционные художественные техники только начинают в Педагогике
Искусства свою историю, хотя известны много лет.
В-четвёртых, в способах изображения (достаточно простых по технологии) нет
жёсткой заданности и строгого контроля. Зато есть творческая свобода и подлинная
3

радость. Результат обычно очень эффектный и почти не зависит от умелости и
способностей.
Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные
потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может
превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных
материалов. Например, обычными красками, фломастерами, карандашами можно
рисовать на белой и цветной, сухой и влажной, ровной и мятой, гладкой и наждачной
бумаге. Можно изобретать свои способы и техники из того, что под рукой. А можно
освоить новые материалы: карандаши- восковые, маслянные; краски- витражные,
перламутровые, акриловые… Очень интересно рисовать на песке, бересте, природном
камне угольком, птичьим пёрышком, шишкой, верёвочкой.
В основе данного подхода – естественное и непринуждённое приобщение детей
к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству.
Разнообразие способов рисования, необычные методики изобразительной деятельности
рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию, воображение. Каждая из
существующих нетрадиционных техник – это маленькая игра.
Методика работы с детьми строится таким образом, чтобы средствами
искусства и детской художественной деятельности формировать у ребят такие качества:
самостоятельность, инициативность, творческая активность, позволяющие
самореализовываться в различных видах и формах художественно-творческой
деятельности; снижать закомплексованность, скованность.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в
силу их индивидуальных особенностей. Но каждый ребёнок способен творить ярко и
талантливо, только нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и
понимании.
На основании действующих программ,

в соответствии с базисными

требованиями к содержанию дошкольного образования, учитывая возрастные
особенности детей, требования Санпин, а также «Конвенции о правах ребёнка»,
утверждающей

право

каждого

малыша

на
4

выбор

интересного

занятия

для

самовыражения, была создана программа дополнительного образования «Волшебные
пальчики».
Цель программы:

1.2.

Развитие творческих способностей детей в рисовании, лепке, аппликаци,
обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с
учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной
деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.
1.3. Задачи художественно-творческого развития дошкольников:
Воспитательные:
- Формировать чувство ответственности, приучать доводить начатое дело до
конца;
- Воспитывать культуру поведения.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику;
- Развивать творческую активность;
- Развивать художественный вкус;
- Развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную
деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои
достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать
конфликтные ситуации).
Обучающие:
- Обучить элементарным навыкам и умениям изобразительной деятельности:
правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие
движения;
- пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски,
восковые мелки, цветные карандаши и т. д.);
- Знать и использовать в работе основы цветоведения;
- Рисовать предмет с натуры и по представлению;
5

изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.
- Познакомить с основными жанрами изобразительного искусства (пейзаж,
портрет, натюрморт);
1.4.Принципы построения программы:
II. Личностно-ориентированный подхода к каждому ребёнку;
III.

Интеграция

разных видов искусства ( изобразительного и

декоративно-прикладного) и детской художественной деятельности;
IV.

Обогащение сенсорно-чувственного опыта;

V. Естественная радость в разных видах эстетического освоения мира
(восприятия,

чувствование

и

деятельность),

сохранения

непосредственности, эмоциональной открытости;
VI.

Продуктивное взаимодействие детей между собой и взрослым;

VII. Использование

проблемных,игровых

ситуаций,

инициирующих

детское экспериментирование и развитие творческих способностей.
Занятия кружка в изостудии носят творческий характер, отличающийся от
обычных занятий:
 Приобретается более широкий спектр изоматериалов, их использование по
желанию детей.
 Дети осваивают нетрадиционные способы изображения (граттаж, принт,
пуантилизм, кракле, набрызг).
 Познают свойства материалов (разнофактурные ткани, бумага, природные
материалы). У них воникает желание экспериментировать для создания
художественных образов, композиций.
 Малое количество детей даёт возможность для индивидуального контакта.
 Форма организации занятий кружка носит свободный характер. Дети могут
работать сидя и стоя, отходить от рабочего места, чтобы посмотреть на
деятельность товарищей, спросить совета, попросить помощи или предложить
свою.

6

 Велико значение студии в создании микроклимата в коллективе. Дети,
объединённые любимым делом, внимательны др. к др.,бережно относятся к
результатам деятельности, материалам. Студийцы с удовольствием помогают
на занятиях, передают свой опыт и знания товарищам.
2.Содержательный раздел
2.1. Художественно-эстетическая область
Художественно-эстетическое

развитие

—

процесс

и

результат

становления и углубления способностей визуального и эмоционального
восприятия красоты внешнего мира, сферы искусства, а также развитие
самостоятельной

творческой

активности

в

мире

прекрасного.

Программа для детей-дошкольников включает несколько этапов:
5 лет — ребёнок не только обращает внимание, но и начинает осознанно
воспринимать
искусства.

привлекательные

Дети

в

этом

эстетические

возрасте

качества

способны

произведения

испытывать

чувства

эмоционального удовлетворения, созерцая цветовую палитру картины, реже
они отреагируют на композиционное решение и особенности формы.
6–7 лет — воспитанники способны преодолеть ограниченность буквального
восприятия внешних очевидных признаков изображённых объектов. Уровень
развития образного мышления даёт возможность улавливать тонкую
внутреннюю характеристику изображённых художественных предметов.
Виды художественно-эстетического развития:
Эстетическое общение — пробудит любознательность у детей, поможет
им поверить в себя и ощутить вкус творческой активности, кроме того,
разовьёт интерес к самопознанию, подготовит к осознанию смысла своего
существования. Общение на темы возвышенного и прекрасного проявит в
ребёнке желание нести добро и красоту в мир, дарить любовь и свет
окружающим людям.

7

Контакт с природой — сформирует культуру дружеского стиля
взаимоотношения с миром природы, поможет тоньше чувствовать и понимать
богатство и уникальность окружающего мира, посеет семена чуткости в душе
ребёнка.
Самостоятельная деятельность (музыка, поэзия, рисование, театр,
ремесленное творчество) – теоретическое и практическое погружение в мир
искусства научит ценить и

понимать его, испытывать эстетическое

наслаждение от общения с различными видами и жанрами искусства,
сформирует художественные представления и ориентиры.
Организация

предметно-пространственная

среды

—

эстетически

привлекательные вещи и предметы формируют вкус, создают настроение и
атмосферу, стимулируют художественно-эстетическую работоспособность
детей.
Проведение праздников и организация игр — воплощение эстетической
идеи в интеграционном сплаве музыки, слова, декораций и пластики.
Праздник позволяет объединить эстетическую и интеллектуальную сферы
развития, усилить эмоциональный эффект художественного воздействия.
Спортивные игры, формирование физической культуры тела.
Формы организации эстетического развития:
Игровая деятельность — средство интеграции творческой деятельности
ребёнка со всеми видами искусства.
Учебные занятия — обучение рисованию, музыке, конструированию, лепке,
аппликации.
Выставка детских работ — позволяет продемонстрировать динамику, а
также является мониторингом результатов образовательной работы.
Экскурсии — организация наблюдения и изучения различных объектов в
природных условиях или в музеях.

8

Праздники — детские концерты, конкурсы, театральные тематические и
литературные постановки и вечера, игры-развлечения, прогулки-сюрпризы,
музыкальные сказки.
Структурной

особенностью

программы

является

блочно-тематическое

планирование на каждый месяц. Темы внутри каждого блока переставлены, педагог
сам определяет порядок их прохождения.
2.2. Основные блоки программы:
1.«Основы цетоведения»
Основы колористики.
Познакомить детей с цветовой политрой, основными и составными цветами, теплыми
и холодными, хроматическими и ахроматическими цветами. Научить смешивать
оттенки.
2. «Нетрадиционное рисование»
Рисование ладошками, пальчиками, ребром ладони, ножками. Знакомить детей с
нетрадиционными приёмами

и техниками работы на бумаге (кляксография,

отпечаток, монотипия,граттаж, кракле, принт, набрызг), новыми художественными
материалами: ниточками, ватными палочками, матрицами из овощей, расческой,
щетками. Развивать художественно-творческие способности, цветовосприятие.
3. «Волшебные картинки»
Продолжать знакомить детей с оригинальными способами рисования (наждачная
бумага, пластилинография, живопись на природном камне). Развивать элементарную
поисковую деятельность и экспериментирование с художественными материалами
(наждачная бумага, перламутровые, масляные карандаши, угольки). Формировать
творческое мышление, образное восприятие.
4. «Сказки Лесовичка»-( экопластика)
Деликатно и ненавязчиво учить детей всматриваться в окружающий мир, любоваться
им, чувствовать особенности природного материала во всём его богатстве (форма,
цвет, фактура). Воспитывать тонкое восприятие и наблюдательность («глаз

9

художника»). Учить видеть интересный образ, создавать задуманный. Учить работать
с природным и бросовым материалом. Знакомить с
важнейшим принципом: « Не навреди!»
5. «Бабушкин сундучок»
Знакомить детей с лоскутной техникой. Совершенствовать умения в аппликации из
ткани.Знакомить детей

разнофактурной тканью, её свойствами. Развивать

художественный вкус при подборе расцветок, их сочетание в узоре.

Обратить

внимание на многообразие и декоративность материала. Учить создавать
декоративные панно, композиции с использованием бытового материала (пуговицы,
бусины, тесьма, кружево, пряжа). Формировать чувство симметрии, формы.
6. « Бумажные выкрутасы» (бумагопластика)
Осваивать

техники работы с разнофактурной бумагой, фольгой, способы

наклеивания. Развивать у детей способности к созданию декоративных композиций.
Совершенствовать навыки

работы с ножницами, клеем. Воспитывать терпение,

аккуратность, осторожность. Формировать художественный вкус.
7. « Мозаика»
Знакомить детей с

техниками мозаичного изображения. Учить создавать

узор,картинку из однородных или различных по материалу частей. Стимулировать
воображение, фантазию, творческий подход. Развивать мелкие тактильные мышцы..
Способствовать развитию конструктивных и творческих способностей.
8. «Тили-тили-тесто» (тестопластика)
Совершенствовать технику лепки из солёного теста- натурального и окрашенного (
свободно сочетать разные способы и приёмы). Воспитывать интерес к декоративнооформительской деятельности, экспериментированию с формой. Разнообразить
приёмы декоративного оформления. Учить пользоваться инструментами ( скалка,
формочки,

печатки).

Развивать

глазомер,

чувство

формы,

пропорции,

художественный вкус. Народная лепка игрушек и роспись.
9.«Пластилиновая

сказка»

Лепка

из

пластилинография. Рельеф, горельеф, барельеф.
10

пластилина,

объемная

лепка

и

10. « Разноцветные фантазии» ( смешанные техники)
Показать варианты сочетания художественных материалов по цвету, фактуре.
Знакомить с техникой коллажирования, витража, творческого конструирования.
Дать понятие о дизайн-творчестве. Развивать творческиспособности,эстетический
вкус.
11. «Декоративное рисование»
Знакомство с декоративным рисованием, с орнаментом, с народной росписью
игрушек: Дымковская игрушка, Городецкая роспись,Гжель,Филимоновская роспись,
Полхов-майданская и Хохломская.
12. «Академическое рисование»
Основы рисования с натуры, по памяти и воображению. Рисование по сырому, по
сухому.

Методы

примакивание,

тычок,

растирание.

Рисование

основных

геометрических фигур и линий.
3. Организационный раздел
3.1. Структура занятий
- Мотивация детей.
С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно- игровая
форма преподнесения материала.Сказочное повествование, игровые ситуации,
элементы пантомимы, игры- путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка
то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям
динамичность, интригующую загадочность.

Педагог может выступать в роли

Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по
законам красоты и гармонии.
- Пальчиковая гимнастика.
Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет
проявление художественного творчества.Одним из эффективных способов решения
данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед
началом творческого процесса с использованием художественных текстов.Разминка
11

суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям,
необходимым

в

художественном

творчестве.Позволяет

детям

уверенно

обрабатывать различные материалы(бумагу, пластилин, глину), без усилий
использовать инструменты.
- Художественно-изобразительная деятельность.
Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с
использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения.
Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов
деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения
сравнивать,сопоставлять
произведений

различное

изобразительного

эмоционально-образное

искуства,

настроение

содержание

живой

природы.

Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды,
импровизации

передавать эмоции,

чувства

в

практической

деятельности:

рисовании, лепке, аппликации, дизайн-творчестве.
Ребёнок способен «превратиться» в цветок, показать как он растёт;
почувствовать себя птицей, хрупкой веточкой, узнать себя в звуках и красках. На
занятиях используются игровые персонажи-Акварелька, Вредина, Клякса,
которые делают ошибки, допускают неточности, путают.Дети с удовольствием
придут на помощь, почувствуют радость, уверенность в себе. Дети учатся
проектировать свои эмоции и переживания в красках, изобразительных материалах,
замечать необычное в обыденном, в неказистом - выразительное.
- Презентация работ.
Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению
творческих задач.Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные
вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для
дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников
кружка с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает
детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего
труда.
12

3.2.Режим занятий
Кол-во занятий в
Название блока

месяц

неделю

Кол-во занятий в
месяц

«Необыкновенное
рисование»

сентябрь

«Волшебные картинки»

октябрь

2

8

«Сказки Лесовичка»

ноябрь

2

8

«Бабушкин сундучок»

декабрь

2

8

«Бумажные выкрутасы»

январь

2

8

«Мозаика»

февраль

2

8

2

8

2
«Тили-тили-тесто»
«Разноцветные

март

8

апрель

2

май

2

8

фантазии»
«Народная роспись»

8

Всего : 72 занятия в год

Программа предназначена для педагога дополнительного образования
художественно-эстетическому

развитию

муниципального

по

бюджетного

дошкольного образовательного учреждения детский сад № 265, для занятий с
детьми 5-7лет. Количество детей

в группе составляет 7- 10 человек.

Длительность занятия 25 – 30 минут.

13

3.3. Комплексно-тематическое планирование
Тематический план занятий с детьми 5-7 лет
Тема

Задачи
Сентябрь

«Цветное коромысло над
рекою повисло...»

Рисование речного пейзажа (небо, берег, река) в технике
пейзажной монотипии.

«Цветное коромысло над
рекою повисло...»

Изображение радуги веерной кистью. Уточнение и прорисовка
мелких деталей.

Бабочка на лужайке
(рисование бабочки)

Передача в нетрадиционной технике «эстамп» внешнего вида
насекомого. Дорисовывание деталей тонкой кистью (тельце,
головка, усики).

Бабочка на лужайке
(рисование лужайки)

Доведение работы до логического завершения (изображение
цветущей лужайки). Передача выразительности рисунка путём
комбинирования различных изоматериалов (кисть, восковые
мелки, пастель).

В садах поспели яблоки

Учить рисовать яблоки на ветке крупным планом, закреплять
умение наносить один слой краски на другой. Продолжать
обучение детей технике тычкования полусухой жёсткой
кистью.

Золотая рыбка

Знакомство с техникой мозаичного рисования ватными
палочками. Учить заполнять контуры рыбки цветными
точками, оставляя между ними просветы тёмного фона (эффект
выложенной мозаики).

Золотая осень(коллективная
работа)

Познакомить с техникой печатания засушенными листьями «эстамп». Создание в данной технике картины осеннего
пейзажа.

Золотая осень(коллективная
работа)

Развивать умение выполнять работу сообща, коллективно.
Прорисовка неба, реки, деревьем.
Октябрь

Осенний натюрморт (мелки) Рисование в жанре живописи — натюрморт.
Использование техники «батик» (восковые мелки + акварель),
выделение в рисунке особенностей фруктов (форма, цвет,
величина).
Осенний
натюрморт(акварерь)

Заливка акварелью, выделение в рисунке особенностей
фруктов.

Берёза в золотом наряде

Рисование пейзажа кистью и губкой. Развитие умения работать
с палитрой, использование определённой цветовой гаммы в
соответствии с настроением и временем года.

«Листик, листик вырезной,
солнышком окрашенный...»

Использование шаблона кленового листа. Закрепление навыка
аккуратного закрашивания предмета, не выходя за контуры;
развитие умения выразительно сочетать тёплые тона,
использование приёма вливания цвета в цвет. Прорисовка
прожилок тонкой кистью.
14

Яблоневый сад осенью

Закрепление представлений о пейзаже.
Подготовка фона для будущего рисунка в технике
«кляксография».

Яблоневый сад осенью

Выбор средств для изображения пейзажа (кисть, пастель,
сангина, уголь).

Гирлянда из осенних
Прорисовка форм листьев различных деревьев в карандаше.
листев(коллективная работа)
Гирлянда из осенних
Развивать технические навыки смешивания красок на палитре.
листев(коллективная работа) Формировать творческие способности, чувство
цветосочетания.
Ноябрь
Осенний пейзаж

Закреплять представления о приметах осени. Использование
техники тычкования для рисования осенней листвы.
Формировать умение композиционно располагать предметы,
используя приём «ближе-дальше».

Вечерний город

Рисование многоэтажного дома в технике «батик». Развитие
умения передавать в рисунке архитектурное строение здания.
Формирование чувства цветосочетания

Ёжик в ельнике

Развивать умение рисовать штрихами: хвою молодой ёлочки —
короткими отрывистыми, иголки ежа — неотрывными
зигзагообразными в несколько рядов. Учитывать пропорцию
между предметами.

Волшебная бумага(зеркало)

Знакомство с фольгой и с техникой рисования на ней путём
выдавливания рисунка («гравирование», или «чеканка»).
Украшение узором рамки зеркала. Развитие чувства ритма,
эстетического вкуса.

Стройная сосна(рисование
по памяти)

Передача в рисунке красоты и особенностей внешнего вида
хвойного дерева (высокий ствол, крона в верхней его части).
Тампонирование хвои губкой.

Выпал первый снег
(рисование снега в воздухе)

Натирание бумаги свечой, изображение падающего снега в
технике набрызга.
Развитие аккуратности.

Выпал первый снег
(прорисовка пейзажа)

Вызвать у детей радостные переживания от встречи с первым
снегом, скорым приближением зимы.
Закреплять умение рисовать акварелью деревья, кусты,
композиционно располагая их на листе бумаги.

Подарок маме

Рисование и вырезание лица мамы, передача ее характерных
черт в гуаши.
Декабрь

Аленький цветочек

Экспериментирование с цветной пряжей: создание образа
сказочного сверкающего цветка из обрезков ниток на
бархатной бумаге.

Аленький цветочек

Развитие мелкой моторики рук. Выполнение листиков и
стебелька.

Белая пушинка-

Развивать интерес детей к такому виду бумажной пластики, как
15

ажурная снежинка

оригами. Активизировать детей к созданию узорных форм при
помощи ножниц.

Новый год в лесу
(по мотивам стихотворения
«Заячье новогоднее»)

Изготовление в технике пластилинографии пейзажной
композиции (пушистые зелёные ёлочки в зимнем наряде).

Новый год в лесу
(по мотивам стихотворения
«Заячье новогоднее»)

Способствовать развитию силы кисти руки. Закреплять
представления детей о приметах зимы. Завершение работы.

Хлопушка-новогодняя
игрушка

Закрепление умения работать с фольгой (техника
гравирования): рисование узора на силуэте хлопушки по
соственному замыслу.
Развитие творческого воображения.

Зимний лес

Развивать интерес к технике «эстамп»: печатание
засушенными листьями лесного пейзажа. Использование
белого цвета и темного фона как средств выразительности
образа заснеженного леса.
Дорисовка дополнительных деталей кистью.

Снежинка-болеринка

Развивать у детей навык тампонирования губкой по трафарету,
продолжать знакомство с техникой набрызга. Развивать
чуткость к восприятию красоты зимних явлений.
Январь

Ветка ели с шишками

Передача выразительного образа заснеженной ветки ели в
технике пластилинографии.
Развитие мелкой моторики рук. Аккуратности.

Пингвины на льдине

Развивать умение использовать ладошку/стопу для передачи
фигуры пингвина.
Развитие представлений детей об обитателях Антарктиды.

Пингвины на льдине

Прорисовка особенностей пейзажа, применение мятой бумаги
в образе вечных снегов.

В цирке

Рисование фигуры человека в одежде, передача его пропорций.

В цирке

Свободный выбор материалов для печатания (катушки из-под
ниток, пробки, пластиковые колпачки...). Создание
выразительной композиции клоуна-жонглёра.

В гостях у Снегурочки

Использование белого цвета как выразительного средства
передачи сказочной «снежной» атмосферы и колорита
(рисование белой гуашью снежных домиков в царстве
Снегурочки и их хозяев). Развитие творческой фантазии и
воображения.

Морозные узоры

Закреплять умение рисовать свечой и акварелью, использовать
простой карандаш для выполнения предварительного
наброска. Развивать творческую инициативу.

Полярное сияние

Передача образа красивого природного явления путём
комбинирования приёмов и средств изображения: яркие
сполохи полярного сияния — пастелью; снега, льды на
поверхности земли — в обрывной аппликации. Использование
16

цветового контраста как средства выразительности.
Развитие мелкой моторики рук.
Февраль
«Дремлет лес под сказкой
сна...»

Закреплять навыки рисования в технике «граттаж»
(процарапывание) подгоровка фона

«Дремлет лес под сказкой
сна...»

Развивать умение выстраивать композицию пейзажа,
передавать колорит вечернего (ночного) зимнего леса.

Жар-птица
(коллективная работа)

Закрепление навыков работы с фольгой: украшение перьев
Жар-птицы в технике гравирования.

Жар-птица
(коллективная работа)

Продолжать учить работать в коллективе. Составлять большую
композицию.

«Сказка о золотой рыбке...»
(море)

Воспитание интереса к книге и книжной графике. Выбор
материалов для придания образу моря большей
выразительности (губка, зубная щетка).

«Сказка о золотой рыбке...»
(рыбка)

Передача образа сказочной рыбки в рисунке и аппликации
(вырезывание рыбки из бумаги, используя шаблон;
расписывание и наклеивание силуэта рыбки на фон — море).
Развитие творческой фантазии, воображения.

Русский богатырь

Учимся построению человеческой фигуры, рисуем
карандашом и вырезаем.

Русский богатырь

Выполняем волосы и бороду из шерстяных ниток,
прорисовываем лицо.
Март

Портрет моей мамы

Дать детям знания о портрете как жанре изобразительного
искусства. Продолжать учить отображать особенности
внешности (цвет волос, глаз, причёска).

Портрет моей мамы

Развивать навыки рисования восковыми мелками, пастелью.

Кружевные шляпы

Познакомить детей с искусством ажурного вязания и плетения.
Учить передавать в рисунке особенности ажурного узора,
сочетая плотные его части с лёгкой воздушной сеткой.
Развивать навыки рисования фломастерами, гелевыми
ручками.

Царевна-лебедь

Развиваем навыки работы с зубной щеткой и гребешком для
передачи моря.

Царевна-лебедь

Закреплять навык тычкования щетинистой кистью. Учить
передавать образ сказочной птицы (величавая поза, гордый
изгиб шеи, корона).

Расцвели подснежники

Рисование подснежников восковыми мелками и пастелью,
обращая внимание на склонённую головку цветка. Развитие
цветовосприятия.

Цветы в вазе

Рисуем карандашом вазу и вырезаем, украшаем
декоративными элементами из круп.

Цветы в вазе

Выполняем цветы методом печатания разрезом пекинской
капусты, скрученной мятой бумагой.
17

Апрель
Космические корабли
(ознакомительное)

Знакомство с книжной графикой, изображающей форму,
строение космического корабля, образ звёздного
неба.Подготовка фона для будущей композиции в технике
кляксографии.

Космические корабли
(продолжение)

Самостоятельность в выборе изобразительных средств
(акварель, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры).
Развивать творческие способности и фантазию в изображении
разных конструкций космических кораблей.

Морское царство

Цветной «граттаж». Упражнять в передаче формы и пластики
обитателей моря.
Развивать фантазию, творческую инициативу.

Лети, ракета!

Закрепляем навыки работы с губкой и гуашью.Заготовка фона.

Лети, ракета!

Передача образа космического пространства в технике печати
по трафарету (звезды в космосе); рисование ракеты кистью.

Волшебный карандаш

Познакомить с техникой рисования штрихом. Учить передавать
выразительный образ весеннего явления (звонкая капель)
зигзагообразной штриховкой. Закреплять навыки рисования
карандашом, развивать умение регулировать силу нажима.

Жар-птица (коллективная
работа)

Выполняем декоративное украшение перьев. Вырезаем
заготовки и детали.

Жар-птица (коллективная
работа)

Составляем единую композицию.
Май

Весеннее настроение

Продолжать учить рисовать пейзаж, передавая строение
деревьев, создавать многоплановую композицию.

Весеннее настроение

Совершенствовать умение пользоваться различными
изоматериалами для создания выразительного образа
цветущего сада (восковые мелки, пастель, поролон, жёсткая
кисть).

Праздничный салют в городе Совершенствование навыков рисования в технике «батик»
(восковые мелки+акварель).
Праздничный салют в городе Передача в рисунке строения городской улицы и
выразительного образа салюта в вечернем небе.
Бабочки пархают

Упражняемся в технике монотипия. Выполняем бабочку.

Бабочки пархают

Прорисовываем и дополняем мелкие детали

Лесная полянка

Из пластилина формируем полянку, прикрепляем трубочки на
которые нанизываем ягодки и цветочки.

Лесная полянка

Лепка лесных насекомых. Внимание мелким деталям

18

План образовательной деятельности дает представление о структуре и
содержании реализуемой образовательной программы, с учетом особенностей
развития и преемственности ведущих видов деятельности в каждый
возрастной период дошкольного детства.
Основные требования к уровню подготовки детей 5-7 лет по программе
Возраст
Дети должны знать
5-7 лет - виды изобразительного
искусства (натюрморт,
пейзаж, графика);
- теплые и холодные
оттенки спектра;

Дети должны уметь
- различать виды изоискусства;
- владеть навыками в нетрадиционных техниках
изображения (эстамп, батик, кляксография, гравирование,
граттаж, акварель по сырому, рисование с
использованием трафарета и шаблона, набрызг,
рисование штрихами, “мозаичное” рисование,
- особенности внешнего
пластилиновая графика);
вида растений,
животных, строения
- смешивать краски для получения новых оттенков;
зданий.
- передавать особенности внешнего вида растений,
животных, строения зданий;
- сочетать различные виды изобразительной деятельности
и изоматериалы;
- рисовать самостоятельно;
- создавать коллективные коллажи в сотрудничестве со
сверстниками и воспитателем.

3.4.Условия реализации программы
Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов
и оборудования:
- Наборов разнофактурной бумаги, ткани.
- Дополнительного материала ( природного, бытового, бросового).
- Художественно-изобразительного материала.
- Инструментов для художественного творчества.
К концу года умения детей во всех видах изобразительной и декоративной
деятельности должны расшириться и совершенствоваться.

Существует много

тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка в разных видах
деятельности. Для выявления уровня развития образной креативности может быть
19

использован тест П. Торранса «Дорисовывание фигур»; тесты Торшиловой Е. М.
«Диагностика

типов

и

уровней

эстетического

развития

детей.

Также

диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного
восприятия,

проанализировать

уровень

сформированности

изобразительных

навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания.
Основным критерием в оценке рисунков, аппликаций, поделок является новое,
оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.
3.5. Ожидаемые результаты:
К концу обучения по программе дети должны уметь:
• пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски,
восковые мелки, цветные карандаши и т. д.);
• определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;
• получать простые оттенки (от основного к более светлому);
• рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);
• рисовать предмет с натуры и по представлению, передавая характерные особенности
(форму, строение, цвет);
• изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.
К концу обучения по программе обучающиеся должны знать:
• названия основных цветов и правила их смешивания;
• применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;
• основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
• название материалов и инструментов и их назначение;
• правила безопасности.

20

Литература

1. Мусиенко С.И «Оригами в детском саду».- М., 2010
2. Беженова О.Л. «Волшебное рукоделие».- М.,2018
3. Планирование,

конспекты

занятий,

методические

рекомендации.

Методическое пособие для специалистов дошкольных учреждений. — М.:
Карапуз-Дидактика, 2019.
4. Пацци Л. «Фантазии из солёного теста».- М.,2018
5. Румянцева Е. «Аппликация. Простые поделки».-М.,2017
6. Казакова Т.Г. «Теория и методика развития дет. изобразит. творчества».М.,2016
7. Лыкова И.А. «Цветные ладошки» программа художественно- эстетического
развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности, формирование
эстетического отношения к миру.
8. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.
Планы и конспекты занятий.
9. Доронова Т.Н. Обучение детей рисованию, лепке, аппликации в игре.
10. Ильина А.А. Рисование нетрадиционными способами.
11. Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. – М.,
2016.
12. Комарова Т. Детское художественное творчество.- М., 2015.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».