Содержание Пояснительная записка Организация образовательной деятельности по освоению основной образовательной программы МБДОУ 2.1. Обязательная часть 2.1.1. Непосредственно-образовательная деятельность 2.1.2. Организация совместной образовательной деятельности воспитателя детей в режимных моментах 2.1.3. Организация самостоятельной деятельности детей в режимных моментах 2.1.4. Примерная модель физического воспитания I. Пояснительная записка Учебный план –документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности (Закон «Об образовании в РФ ст. 2 п. 22). Учебный план МБДОУ детского сада общеразвивающего вида разработан в соответствии с нормативными документами: -Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2012 N273-ФЗ); -Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155); I. II. -Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847; -Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача от 28 января 2021 года N 2 «Об утверждении СанПиН» 1.2.3685-21); -Устав МБДОУ; - Основная образовательная программа МБДОУ. Режим дня в группах устанавливается с учетом Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от от 28 января 2021 года N 2 «Об утверждении СанПиН» 1.2.3685-21 Санитарно- эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» — зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2014 N 31209). Образовательная деятельность При реализации образовательной программы (части образовательной программы), за исключением игровой, познавательно-исследовательской, художественно-творческой деятельности, продолжительность занятий составляет: для детей от 1,5 до 3 лет – не более 10 мин (по подгруппам), от 3 до 4 лет —не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет —не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет —не более 25 минут, для детей от 6 до 8 лет —не более 30 минут. Занятия рекомендуется организовывать в первой половине дня. Перерывы между такими занятиями должны составлять не менее 10 минут. В середине занятия проводят физкультминутку. При осуществлении образовательной деятельности в иных организационных формах (в виде игровой, познавательно-исследовательской, художественно-творческой деятельности, в том числе в форме мастерских, секций, экскурсий) продолжительность занятий не регламентируется. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 1,5 до 3 лет – не более 10 мин, от 3 до 4 лет –не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет –не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет –не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет –не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в 1 младшей – 20 мин, 2 младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной –45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности –не менее 10 минут. Учитывая специфику дошкольного образования, отсутствие предметного характера содержания образования на данной ступени, реализацию образовательных областей через детские виды деятельности, учебный план представляет собой сетки непрерывной образовательной деятельности и образовательной деятельности в режимных моментах в течение дня с распределением времени на основе действующего СанПиН. Учитывается, что Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Структура учебного плана включает обязательную часть, составляющую не менее 60% от общего объема и часть, формируемую участниками образовательных отношений, не более 40%, отводимого на освоение Основной образовательной программы МБДОУ. В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования обе части являются взаимодополняющими, сохраняя комплексность подхода в направлениях развития и образования детей (далее – образовательные области): Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие Содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Основной образовательной программы МБДОУ и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательноисследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка). В соответствии с ФГОС ДО в возрасте 1,5-3 года организуются следующие виды деятельности: предметная и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общении со взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность. В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте (3 года –7 лет) организуются следующие виды детской деятельности: -игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры; -коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); -познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними); -восприятие художественной литературы и фольклора; -самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); -конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; -изобразительная (рисование, лепка, аппликация); -музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах); -двигательная (овладение основными движениями). II. Организация образовательной деятельности по освоению основной образовательной программы МБДОУ 2.1.1. Непрерывная образовательная деятельность Образовательные области, Вид деятельности Социальнокоммуникативная Социализация, развитие общения, нравственное воспитание, формирование основ безопасности 1,5-3 года Количество образовательных ситуаций 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет Обязательная часть Осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности Познавательная Математическое и сенсорное развитие Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование. Познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения. Конструирование. всего Речевая Развитие речи Восприятие художественной литературы и фольклора всего Художественно-эстетическая Изобразительная деятельность: рисование лепка/аппликация музыкальная деятельность всего Двигательная в помещении на улице (в зависимости от метеоусловий) 1 (10) 1 (20) 1 (25) 1 (30) 1(20) 1(25) 1 (30) 2 (15) 1 (25) 1 (10) 2 (30) 2 (40) 3 (75) 1(30) 1(30) 4 (120) 2 (10) 1 (15) 1 (20) 1 (25) 1(25) 1(30) 1(30) 2 (20) 1 (15) 1 (20) 2 (50) 2 (60) 2 (10) 1 (15) 1 (15) 1(20) 1 (20) 1 (25) 2 (25) 1 (30) 2 (30) 2 (10) 2 (15) 2 (20) 2 (25) 2 (30) 4 (40) 4 (60) 4 (80) 5 (125) 5 (150) 2 (10) 1 (10) 2 (15) 1 (15) 2(20) 1(20) 2 (50) 1 (25) 2 (30) 1(30) всего 3 (30) 3 (45) 3 (60) 3 (75) 3 (90) Объем нагрузки (мин. в 10 (100) 10 (150) 10 (200) 13 (325) 14 (420) обязательной части) Часть, формируемая участниками образовательного процесса Реализуется в сочетании с обязательной частью освоения основной образовательной программыобразовательной программы дошкольного образования Физическое развитие 3 (15) 3 (20) 3 (25) 3 (30) «Развитие через движение» О.Б. Соковиков Физическое развитие 1 (25) 1 (30) «Бадминтон для дошкольников» Л.Л. Тимофеева Художественно – 1(10) эстетическое развитие «Цветные ладошки» И.А.Лыкова Познавательное развитие 1 (15) 1 (20) 1 (25) 1 (30) «Игралочка», Л.Г. Петерсон Речевое развитие «От звука 1 (15) 1 (20) 1 (25) 1 (30) к букве» Е.В. Колесникова Объем нагрузки(мин) 1(10) 5 (75) 5 (100) 6 (150) 6 (180) 2.1.2. Организация совместной образовательной деятельности воспитателя и детей в режимных моментах Формы образовательной Количество форм образовательной деятельности деятельности и культурных практик в неделю (количество часов/мин в в режимных моментах неделю) 1,5-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет Общение Ситуации общения ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно воспитателя с детьми и накопления положительного социальноэмоционального опыта Беседы и разговоры с детьми ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно по их интересам Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру с правилами и другие виды игр Индивидуальные игры с ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно детьми (сюжетно-ролевая, режиссерская, иградраматизация, строительноконструктивные игры) Совместная игра ежедневно 3 р в неделю 3 р в неделю 2 р в 2 р в неделю воспитателя и детей неделю (сюжетно-ролевая, режиссерская, иградраматизация, строительноконструктивные игры театрализованные игры ежедневно 1р. в неделю 1 р в неделю 1 р в 1 р в неделю неделю Досуг здоровья и ежедневно 1 р в неделю 1 р в неделю 1 р в 1 р в неделю подвижных игр неделю Подвижные игры ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Познавательная и исследовательская деятельность Опыты, эксперименты, ежедневно 1 р в неделю 1 р в неделю 1 р в 1 р в неделю коллекционирование, неделю наблюдения (в том числе, экологической направленности) Наблюдения за природой (на ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно прогулке) Формы творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие детей Чтение литературных ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно произведений Самообслуживание и элементарный бытовой труд Самообслуживание ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Трудовые поручения ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно (индивидуально и подгруппами) 2.1.3. Организация самостоятельной деятельности детей в режимных моментах Режимные моменты Распределение времени в течении дня, мин 1,5-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет Игры, общение, деятельность по интересам во время утреннего приема Самостоятельные игры в 1-й половине дня Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке Самостоятельные игры, досуги, общение и деятельность по интересам во 2-й половине дня Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке Формы организации Утренняя гимнастика Физкультминутки Игры и физические упражнения на прогулке Закаливающие процедуры Дыхательная гимнастика Физкультурные занятия в зале на открытом воздухе (по метеорологическим условиям) Физкультурный досуг Самостоятельная двигательная деятельность Физкультурные праздники Физкультурные досуги и развлечения Дни здоровья 10-20 от 10 до 50 от 10 до 50 от 10 до 50 от 10 до 50 30 20 15 10 10 60 от 60 до 90 от 60 до 90 от 60 до 90 от 60 до 90 30 40 30 30 30 60 от 40 до 60 от 40 до 60 от 40 до 60 от 40 до 60 2.1.4. Примерная модель физического воспитания Распределение времени в течении дня 1,5-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет ежедневно 3-5 мин ежедневно 1 мин ежедневно 5 мин 6-7 лет ежедневно ежедневно ежедневно 5-6 мин 5-8 мин 8-10 мин ежедневно, по мере необходимости, 3 мин ежедневно 10-12 мин ежедневно 6-10 мин ежедневно 20-25 ежедневно 10-15 ежедневно 15-20 ежедневно, после сна ежедневно, после сна 2 х 10 1 х 10 2 х 15 мин 1 х 15 2 х 20 мин 1 х 20 2 х 25 мин 1 х 25 2 х 30 мин 1 х 30 ежедневно, под наблюдением и/или руководством воспитателя 2 р в год 1 раз в год 1 раз в год 1 раз в год 1 раз в год 1 раз в месяц 1 раз в месяц 1 раз в месяц 1 раз в месяц 1 раз в 1 раз в 1 раз в квартал квартал квартал 2.1.5. Примерная модель художественно-эстетического развития (музыкальное воспитание) Формы организации 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет Утренняя гимнастика ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно (музыкальное 3-5 мин 5-6 мин 5-8 мин 8-10 мин сопровождение) Музыкальные занятия 2 х 10 2 х 15 мин 2 х 20 мин 2 х 25 мин Дыхательные упражнения ежедневно, во время основной деятельности (элементы) 1 раз в квартал 6-7 лет ежедневно 10-12 мин 2 х 30 мин Досуг Самостоятельная музыкальная деятельность Развлечения Праздники ежедневно, под наблюдением и/или руководством воспитателя ежедневно, под наблюдением и/или руководством воспитателя 1рв полгода 1 раз в мес 1 раз в квартал 1 раз в мес 1 раз в квартал 1 раз в мес 1 раз в квартал 1 раз в мес 1 раз в квартал