ДООП волшебные пальчики 3 - 5 лет

Содержание

I. Целевой раздел ……………..…………………………..……………….....3
1.1. Пояснительная записка……………………..……………..…………......3
1.2. Цель……………………………………………………………………...5
1.3. Задачи……………………………………………………………………5
1.4. Принципы построения………………………………………………….6
2.Содержательный раздел……………………………………………….......8
2.1. Художественно-эстетическая область……………………………........8
2.2. Основные блоки………………………………………………………...10
3. Организационный раздел………………………………………………...12
3.1. Структура занятий………………………………………………………...12
3.2. Режим занятий……………………………………………………………14
3.3. Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса.15
3.4. Условия реализации…………………………………………..……..........20
3.5 Ожидаемые результаты……………………………………....…...............21
Литература………………………………………………………….………….22

2

I. Целевой раздел
1.1.

Пояснительная записка

Дошкольный возраст- наиболее целесообразный период для эстетического и
художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим
потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии,
сотрудничестве, сотворчестве.
Многие учёные, педагоги, психологи, воспитатели пробуют по новому
оценить традиционные подходы к художественному воспитанию детей. Подобные
поиски ведут к пересмотру знакомого и хорошо известного, помогают не
останавливаться на уже достигнутом, «встряхивают», и обогащают. В результате
таких поисков и открытий детская деятельность становится всё более свободной,
радостной и успешной!
«Стремление в чём-то преуспеть, быть компетентным и независимым, понять
мир и действовать искусно- фундаментально для каждого человека»- утверждает
профессор психологии М. Даналдсон.
В своей работе я решила обратиться к нетрадиционным художественным
техникам, чтобы повысить интерес детей к художественному творчеству. Возникает
вопрос: «Почему техники называются нетрадиционными, если они уже вошли в
практику работы многих детских учреждений?»
Во-первых, эти техники не получили достаточно широкого распространения и не
«укоренились», они являются скорее экспериментальными.
Во-вторых,

педагогический

опыт

применения

данных

техник

пока

не

систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных
образовательных программах.
В-третьих,нетрадиционные художественные техники только начинают в Педагогике
Искусства свою историю, хотя известны много лет.
В-четвёртых, в способах изображения (достаточно простых по технологии) нет
жёсткой заданности и строгого контроля. Зато есть творческая свобода и подлинная
3

радость. Результат обычно очень эффектный и почти не зависит от умелости и
способностей.
Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные
потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может
превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных
материалов. Например, обычными красками, фломастерами, карандашами можно
рисовать на белой и цветной, сухой и влажной, ровной и мятой, гладкой и наждачной
бумаге. Можно изобретать свои способы и техники из того, что под рукой. А можно
освоить новые материалы: карандаши- восковые, маслянные; краски- витражные,
перламутровые, акриловые… Очень интересно рисовать на песке, бересте, природном
камне угольком, птичьим пёрышком, шишкой, верёвочкой.
В основе данного подхода – естественное и непринуждённое приобщение
детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному
искусству. Разнообразие способов рисования, необычные методики изобразительной
деятельности

рождают

у

детей

оригинальные

идеи,

развивают

фантазию,

воображение. Каждая из существующих нетрадиционных техник – это маленькая
игра.
Методика работы с детьми строится таким образом, чтобы средствами
искусства и детской художественной деятельности формировать у ребят такие
качества: самостоятельность, инициативность, творческая активность, позволяющие
самореализовываться в различных видах и формах художественно-творческой
деятельности; снижать закомплексованность, скованность.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в
силу их индивидуальных особенностей. Но каждый ребёнок способен творить ярко и
талантливо, только нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и
понимании.
На основании действующих программ,

в соответствии с базисными

требованиями к содержанию дошкольного образования, учитывая возрастные
особенности детей, требования Санпин, а также «Конвенции о правах ребёнка»,
4

утверждающей право каждого малыша на выбор интересного занятия для
самовыражения, была создана программа дополнительного образования «Волшебные
пальчики».
Цель программы:

1.2.

Развитие творческих способностей детей в рисовании, лепке, аппликаци,
обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие
с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной
деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.
1.3. Задачи художественно-творческого развития дошкольников:
Воспитательные:
- Формировать чувство ответственности, приучать доводить начатое дело до
конца;
- Воспитывать культуру поведения.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику;
- Развивать творческую активность;
- Развивать художественный вкус;
- Развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную
деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои
достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать
конфликтные ситуации).
Обучающие:
- Обучить элементарным навыкам и умениям изобразительной деятельности:
правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие
движения;
- пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные
краски, восковые мелки, цветные карандаши и т. д.);
- Знать и использовать в работе основы цветоведения;
5

- Рисовать предмет с натуры и по представлению;
изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.
- Познакомить с основными жанрами изобразительного искусства (пейзаж,
портрет, натюрморт);
1.4.Принципы построения программы:
II. Личностно-ориентированный подхода к каждому ребёнку;
III.

Интеграция

разных видов искусства ( изобразительного и

декоративно-прикладного)

и

детской

художественной

деятельности;
IV.

Обогащение сенсорно-чувственного опыта;

V. Естественная радость в разных видах эстетического освоения мира
(восприятия,

чувствование

и

деятельность),

сохранения

непосредственности, эмоциональной открытости;
VI.

Продуктивное взаимодействие детей между собой и взрослым;

VII. Использование

проблемных,игровых

ситуаций,

инициирующих

детское экспериментирование и развитие творческих способностей.
Занятия кружка в изостудии носят творческий характер, отличающийся от
обычных занятий:
 Приобретается более широкий спектр изоматериалов, их использование по
желанию детей.
 Дети осваивают нетрадиционные способы изображения (граттаж, принт,
пуантилизм, кракле, набрызг).
 Познают свойства материалов (разнофактурные ткани, бумага, природные
материалы). У них воникает желание экспериментировать для создания
художественных образов, композиций.
 Малое количество детей даёт возможность для индивидуального контакта.
 Форма организации занятий кружка носит свободный характер. Дети могут
работать сидя и стоя, отходить от рабочего места, чтобы посмотреть на
6

деятельность

товарищей,

спросить

совета,

попросить

помощи

или

предложить свою.
 Велико значение студии в создании микроклимата в коллективе. Дети,
объединённые любимым делом, внимательны др. к др.,бережно относятся к
результатам деятельности, материалам. Студийцы

с удовольствием

помогают на занятиях, передают свой опыт и знания товарищам.

7

2.Содержательный раздел
2.1. Художественно-эстетическая область
Художественно-эстетическое развитие — процесс и результат
становления и углубления способностей визуального и эмоционального
восприятия красоты внешнего мира, сферы искусства, а также развитие
самостоятельной

творческой

активности

в

мире

прекрасного.

Программа для детей-дошкольников включает несколько этапов:
3–4 года — позитивная эмоциональная реакция на изображение при
узнавании знакомых или ценных в понимании ребёнка предметов на
картинке. Психоэмоциональный уровень развития, а также степень развития
абстрактного мышления и воображения пока не позволяет говорить о
восприятии художественного образа. Оценочная мотивация носит простой,
житейский, субъективный характер, например, выбрал эту фотографию,
потому, что на ней изображена игрушка, а она мне нравится.
5 лет — ребёнок не только обращает внимание, но и начинает осознанно
воспринимать
искусства.

привлекательные

Дети

в

этом

эстетические

возрасте

качества

способны

произведения

испытывать

чувства

эмоционального удовлетворения, созерцая цветовую палитру картины, реже
они отреагируют на композиционное решение и особенности формы.
Виды художественно-эстетического развития:
Эстетическое общение — пробудит любознательность у детей,
поможет им поверить в себя и ощутить вкус творческой активности, кроме
того, разовьёт интерес к самопознанию, подготовит к осознанию смысла
своего существования. Общение на темы возвышенного и прекрасного
проявит в ребёнке желание нести добро и красоту в мир, дарить любовь и
свет окружающим людям.
Контакт с природой — сформирует культуру дружеского стиля
взаимоотношения с миром природы, поможет тоньше чувствовать и

8

понимать богатство и уникальность окружающего мира, посеет семена
чуткости в душе ребёнка.
Самостоятельная деятельность (музыка, поэзия, рисование, театр,
ремесленное творчество) – теоретическое и практическое погружение в мир
искусства научит ценить и понимать его, испытывать эстетическое
наслаждение от общения с различными видами и жанрами искусства,
сформирует художественные представления и ориентиры.
Организация предметно-пространственная среды — эстетически
привлекательные вещи и предметы формируют вкус, создают настроение и
атмосферу, стимулируют художественно-эстетическую работоспособность
детей.
Проведение праздников и организация игр — воплощение эстетической
идеи в интеграционном сплаве музыки, слова, декораций и пластики.
Праздник позволяет объединить эстетическую и интеллектуальную сферы
развития, усилить эмоциональный эффект художественного воздействия.
Спортивные игры, формирование физической культуры тела.
Формы организации эстетического развития:
Игровая деятельность — средство интеграции творческой деятельности
ребёнка со всеми видами искусства.
Учебные занятия — обучение рисованию, музыке, конструированию, лепке,
аппликации.
Выставка детских работ — позволяет продемонстрировать динамику, а
также является мониторингом результатов образовательной работы.
Экскурсии — организация наблюдения и изучения различных объектов в
природных условиях или в музеях.
Праздники — детские концерты, конкурсы, театральные тематические и
литературные постановки и вечера, игры-развлечения, прогулки-сюрпризы,
музыкальные сказки.

9

Структурной

особенностью

программы

является

блочно-тематическое

планирование на каждый месяц. Темы внутри каждого блока переставлены,
педагог сам определяет порядок их прохождения.
2.2. Основные блоки программы:
1.«Основы цетоведения»
Основы колористики.
Познакомить детей с цветовой политрой, основными и составными цветами,
теплыми и холодными, хроматическими и ахроматическими цветами. Научить
смешивать оттенки.
2.«Нетрадиционное рисование»
Рисование ладошками, пальчиками, ребром ладони, ножками. Знакомить детей с
нетрадиционными приёмами

и техниками работы на бумаге (кляксография,

отпечаток, монотипия,граттаж, кракле, принт, набрызг), новыми художественными
материалами: ниточками, ватными палочками, матрицами из овощей, расческой,
щетками. Развивать художественно-творческие способности, цветовосприятие.
3. «Волшебные картинки»
Продолжать знакомить детей с оригинальными способами рисования (наждачная
бумага,

пластилинография,

элементарную

живопись

поисковую

на

деятельность

природном
и

камне).

Развивать

экспериментирование

с

художественными материалами (наждачная бумага, перламутровые, масляные
карандаши, угольки). Формировать творческое мышление, образное восприятие.
4. «Сказки Лесовичка»-( экопластика)
Деликатно и ненавязчиво учить детей всматриваться в окружающий мир,
любоваться им, чувствовать особенности природного материала во всём его
богатстве

(форма,

цвет,

фактура).

Воспитывать

тонкое

восприятие

и

наблюдательность («глаз художника»). Учить видеть интересный образ, создавать
задуманный. Учить работать с природным и бросовым материалом. Знакомить с
важнейшим принципом: « Не навреди!»
5. «Бабушкин сундучок»
10

Знакомить детей с лоскутной техникой. Совершенствовать умения в аппликации из
ткани.Знакомить детей

разнофактурной тканью, её свойствами. Развивать

художественный вкус при подборе расцветок, их сочетание в узоре. Обратить
внимание на многообразие и декоративность материала. Учить создавать
декоративные

панно,

композиции

с

использованием

бытового

материала

(пуговицы, бусины, тесьма, кружево, пряжа). Формировать чувство симметрии,
формы.
6. « Бумажные выкрутасы» (бумагопластика)
Осваивать

техники работы с разнофактурной бумагой, фольгой, способы

наклеивания. Развивать у детей способности к созданию декоративных композиций.
Совершенствовать навыки

работы с ножницами, клеем. Воспитывать терпение,

аккуратность, осторожность. Формировать художественный вкус.
7. « Мозаика»
Знакомить детей с

техниками мозаичного изображения. Учить создавать

узор,картинку из однородных или различных по материалу частей. Стимулировать
воображение, фантазию, творческий подход. Развивать мелкие тактильные мышцы..
Способствовать развитию конструктивных и творческих способностей.
8. «Тили-тили-тесто» (тестопластика)
Совершенствовать технику лепки из солёного теста- натурального и окрашенного (
свободно сочетать разные способы и приёмы). Воспитывать интерес к декоративнооформительской деятельности, экспериментированию с формой. Разнообразить
приёмы декоративного оформления. Учить пользоваться инструментами ( скалка,
формочки,

печатки).

Развивать

глазомер,

чувство

формы,

пропорции,

художественный вкус. Народная лепка игрушек и роспись.
9.«Пластилиновая сказка»
Лепка из пластилина, объемная лепка и пластилинография. Рельеф, горельеф,
барельеф.
10. « Разноцветные фантазии» ( смешанные техники)
11

Показать варианты сочетания художественных материалов по цвету, фактуре.
Знакомить с техникой коллажирования, витража, творческого конструирования.
Дать понятие о дизайн-творчестве. Развивать творческиспособности,эстетический
вкус.
11. «Декоративное рисование»
Знакомство с декоративным рисованием, с орнаментом, с народной росписью
игрушек: Дымковская игрушка, Городецкая роспись,Гжель,Филимоновская роспись,
Полхов-майданская и Хохломская.
12. «Академическое рисование»
Основы рисования с натуры, по памяти и воображению. Рисование по сырому, по
сухому.

Методы

примакивание,

тычок,

растирание.

Рисование

основных

геометрических фигур и линий.
3. Организационный раздел
3.1. Структура занятий
- Мотивация детей.
С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно- игровая
форма преподнесения материала.Сказочное повествование, игровые ситуации,
элементы пантомимы, игры- путешествия, дидактические игры, погружение
ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают
занятиям динамичность, интригующую загадочность. Педагог может выступать в
роли Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком
мир по законам красоты и гармонии.
- Пальчиковая гимнастика.
Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет
проявление

художественного

творчества.Одним

из

эффективных

способов

решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой
гимнастики

перед

началом

творческого

процесса

с

использованием

художественных текстов.Разминка суставов кисти и пальчиков способствует
12

подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном
творчестве.Позволяет детям уверенно обрабатывать различные материалы(бумагу,
пластилин, глину), без усилий использовать инструменты.
- Художественно-изобразительная деятельность.
Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с
использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения.
Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов
деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей
умения сравнивать,сопоставлять различное эмоционально-образное содержание
произведений

изобразительного

искуства,

настроение

живой

природы.

Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды,
импровизации

передавать эмоции,

чувства

в

практической

деятельности:

рисовании, лепке, аппликации, дизайн-творчестве.
Ребёнок способен «превратиться» в цветок, показать как он растёт;
почувствовать себя птицей, хрупкой веточкой, узнать себя в звуках и красках. На
занятиях используются игровые персонажи-Акварелька, Вредина, Клякса,
которые делают ошибки, допускают неточности, путают.Дети с удовольствием
придут на помощь, почувствуют радость, уверенность в себе. Дети учатся
проектировать

свои

эмоции

и

переживания

в

красках,

изобразительных

материалах, замечать необычное в обыденном, в неказистом - выразительное.
- Презентация работ.
Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению
творческих

задач.Выставки

детского

изобразительного

творчества,

индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим
стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех
воспитанников кружка с позиций оригинальности, выразительности, глубины
замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего
труда.

13

3.2.Режим занятий
Кол-во занятий в
Название блока

месяц

неделю

Кол-во занятий в
месяц

«Необыкновенное
рисование»

сентябрь

«Волшебные картинки»

октябрь

2

8

«Сказки Лесовичка»

ноябрь

2

8

«Бабушкин сундучок»

декабрь

2

8

«Бумажные выкрутасы»

январь

2

8

«Мозаика»

февраль

2

8

2

8

2
«Тили-тили-тесто»
«Разноцветные

март

8

апрель

2

май

2

8

фантазии»
«Народная роспись»

8

Всего : 72 занятия в год

Программа предназначена для педагога дополнительного образования
художественно-эстетическому

развитию

муниципального

по

бюджетного

дошкольного образовательного учреждения детский сад № 265, для занятий
с детьми 3-7лет. Количество детей

в группе составляет 7- 10 человек.

Длительность занятий 15-20 мин.

14

3.3. Комплексно-тематическое планирование
Тематический план занятий с детьми 3-5 лет
Тема

Задачи
Сентябрь

Мой любимый дождик

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования пальчиком.
Показ приёма получения точек и коротких линий (мелкий
дождик, капельками и сильный, как ливень).

Нарядный мухоморчик в
травке

Упражнять в аккуратном наклеивании силуэта гриба на лист
бумаги и рисовании травки пальчиками.

Осеннее деревце

Упражнять в рисовании ладошкой (крона дерева), развивать
умение рисовать прямые вертикальные линии (ствол) кистью.

Листопад

Изображение листьев пальчиком и кистью способом
примакивания. Продолжать знакомство с «тёплыми» цветами
(жёлтый, оранжевый, красный).

Опята- дружные ребята
(рисование грибочков)

Подводить детей к созданию несложной композиции.
Упражнять в рисовании грибов пальчиком: всем пальчиком
выполнять широкие мазки (шляпки опят) и концом пальца —
прямые линии (ножки грибов).

Пушистые котята играют на
ковре
(коллективная работа)

Знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью
(имитация шерсти животного).

Пушистые котята играют на
ковре
(коллективная работа)

Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана
(ковёр).

Вишнёвый компот

Знакомство с техникой печатания пробкой, картофельной
матрицей, показать приём получения отпечатка (ягоды вишни).
Рисование ягод на силуэте банки.
Октябрь

Волшебный лес, осенний
лес!

Познакомить с нетрадиционным изобразительным средством —
мятой бумагой и способом рисования ею. Развивать способность
видеть и изображать состояние природы.

Яблоки поспели!

Упражнять в рисовании дерева, используя различные приёмы и
изоматериалы: ствол и ветки изображать кистью или сангиной.

Яблоки поспели!

Выполнять яблоки — в технике печатания (оттиск пробкой).

Деревенский дворик
(дом)

Учить передавать особенности строения объекта с помощью
аппликации: вырезывание и наклеивание стен, крыши на
тонированный лист бумаги. Познакомить с приёмами печатания
ластиком (оттиск им окошек в доме, трубы).

Деревенский дворик
(пейзаж)

Продолжать формировать представление об особенностях
сельского пейзажа. Закреплять приёмы рисования кистью
(скамейка, забор...) и губкой (тампонирование травки на земле,
дыма из трубы, облаков).
15

Витрина магазина ваз
(коллективная работа)

Знакомство детей с восковыми мелками и их свойствами.
Украшение силуэтов ваз несложным узором. Наклеивание
готовых ваз на лист ватмана, оформленный в виде витрины.

Бабочки порхают над
цветами
(коллективная работа)

Знакомство с техникой предметной монотипии и приемами её
выполнения (раскрашивание силуэта насекомого).
Совершенствование пальчиковой техники рисования, умения
рисовать ватными палочками (украшение крыльев бабочки
узором).

Бабочки порхают над
цветами
(коллективная работа)

Закрепления навыков аппликации (наклеивание бабочек на
панно в виде цветочной поляны).
Ноябрь

Колючий ёжик

Закреплять представление об особенностях строения животного.
Передача образа ежа разными способами: оттиском мятой бумаги
(колючая спинка животного), картофельными матрицами (яблоки
грибы на колючках ежа), кистью дорисовывать недостающие дета

Открытка для милой мамы (ко
Дню матери)

Знакомство детей с веерной кистью и приёмами рисования ею.
Рисование акварелью цветка.
Развитие цветовосприятия, аккуратности.

Открытка для милой мамы (ко
Дню матери)

Упражнять в приклеивании листиков.

Портрет мамы

Знакомство детей с нетрадиционным способом рисования волосвыдувание из трубочки.

Портрет мамы

Продолжать учить приклеивать необходимые детали-платье с
воротником.

Баночка компота

Упражнять в заливке акварелью фона в виде банки.

Баночка компота

Познакомить детей с печатаньем половинками яблока.

Листопад

Познакомить с техникой набрызг по сухим листьям.
Декабрь

Снежные комочки

Упражнять в изображении предметов округлой формы и
аккуратном закрашивании их тычком жёсткой кистью. Учить
повторять изображение, заполняя всё пространство листа.

Пушистое платье для ёлочки Упражнять в технике тычкования полусухой жёсткой кистью
(имитация фактуры колючей хвои дерева).
Пушистое платье для ёлочки Упражнять в приклеивании ватных сугробов.
Праздничная ёлочка

Упражнять в рисовании ватными палочками; учить располагать
мазки в ряд, используя зрительный ориентир (дугообразные
линии) — «зажжём огоньки на ёлочке».

Нарядная ёлочка

Упражнять в работе с пластилином (лепим конус)

Нарядная ёлочка

Учить лепить разноцветные шарики и украшать елочку.

Трусишка зайка

Упражнять в технике аппликации из круп.
16

Ёлочки зелёные встали в
хоровод

Знакомство с техникой печатания поролоном по трафарету,
передача в данной технике фактуры пушистых ёлок. Свободный
выбор способов изображения снега (губкой, пальчиком, ватными
палочками, кистью).
Январь

Снежок порхает, кружится

Упражнять детей в технике рисования ватными палочками:
изображение снежка в воздухе.
Развивать чувство ритма, самостоятельность.

Забавный снеговик

Передача выразительного образа снеговика, используя
различные техники изображения: оттиск смятой бумагой,
рисование кистью. Развитие цветовосприятия, творческой
фантазии; развитие мелкой моторики рук, формирование
аккуратности.

Забавный снеговик

Развитие цветовосприятия, творческой фантазии; развитие
мелкой моторики рук, формирование аккуратности.

Зимний лес

Учить равномерно покрывать фон холодными цветами.

Зимний лес

Развивать навыки в технике печатания листиками.

Красивая шубка для
Снегурочки

Закреплять умение аккуратно закрашивать силуэт краской.
Упражнять в тампонировании губкой (меховой воротник и
опушка шубки).

Красивая шубка для
Снегурочки

Выбор средств для изображения узора из снежинок (кисть,
ватные палочки).

Красивая шубка для
Снегурочки

Выбор средств изображения волос: шерстяные нитки,
пластилин.
Февраль

Зимний денёк
(коллективная работа)

Знакомство детей с техникой бумагопластики: сминать
бумажную салфетку и пытаться скатывать её в плотный комочек.

Зимний денёк
(коллективная работа)

Создание несложной сюжетной коллективной композиции
(«укутаем деревья в лесу снежком»).

Волшебные снежинки

Продолжать знакомство с техникой рисования свечой.

Волшебные снежинки

Закрашивание жидкой краской листа бумаги с уже нанесённым
свечой рисунком.

Петушок-золотой гребешок
(коллективная работа)

Упражнять в комкании и скатывании в шарики полосок от
бумажных салфеток (техника бумагопластики).

Петушок-золотой гребешок
(коллективная работа)

Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание
бумажных шариков на силуэт хвоста).

Украсим чашку для папы

Развивать навыки работы с трафаретом и поролоновой губкой.

Украсим чашку для папы

Закреплять умение украшать предметы печаткой из пробки
(чашка в горошек). Развивать чувство ритма.

Летят самолёты

Вызвать желание порадовать пап и дедушек. Учить передавать
форму самолёта, упражнять в работе с палитрой (получение
светло-серого «стального» оттенка).
Март
17

Красивые бусы для мамы

Упражнять в технике печатания различными печатками
(пробками, картофельными матрицами в виде цветочков,
кружков).

Красивые бусы для мамы

Формировать умение создавать элементарный узор из простых
элементов, чередуя его по цвету.

Разноцветные рыбки

Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное
средство — делать ею отпечаток.

Разноцветные рыбки

Закреплять умение дополнять изображение деталями
(дорисовывать фломастерами чешуйки на туловище рыбки,
глаза).

Колобок-румяный бок
(коллективная работа)

Продолжать развивать интерес к бумагопластике. Закреплять
навык наклеивания (заполнение бумажными шариками
контурного изображения личика колобка).

Колобок-румяный бок
(коллективная работа)

Закреплять навык наклеивания (заполнение бумажными
шариками фона-травка цветочки).

Звонкая капель

Продолжать учить сочетать различные нетрадиционные техники
рисования: пальчиком изображать сосульки.

Звонкая капель

Закреплять навыки работы сватными палочками — падающие с
них капли.
Апрель

«Смотрит солнышко в
окошко»
(коллективная работа)

Упражнять в рисовании ладошкой: изображение ладошками
солнечных лучиков.

«Смотрит солнышко в
окошко»
(коллективная работа)

Упражнять в технике пропечатывания картофельными
матрицами лица солнышка.

Космос

Упражнять в технике печатания картофельными печатками
(звезды в космосе и планеты).

Космос

Упркажнять в рисовании ватными палочками прямых линий и
точек.

Клоуны в цирке

Упражнять в технике рисования ватными палочками, располагая
мазки по всей поверхности («украсим костюм клоуну», - наряд в
горошек). Развивать чувство ритма.

Клоуны в цирке

Изготовление в технике бумагопластики мячей для клоунажонглёра; наклеивание их, опираясь на зрительный ориентир.

Сарафанчик для матрёшки

Украшение силуэта матрёшки узором по мотивам дымковской
росписи (круги, точки, пересекающиеся, волнистые линии)

Сарафанчик для матрёшки

Применение нетрадиционной техники: оттиск пробкой,
рисование ватными палочками.
Май

Цветочек радуется солнышку Упражнять в технике печатания пробками (лепестки и серединка
цветка). Учить рисовать цветок в центре листа.
Цветочек радуется солнышку Закреплять умение пользоваться фломастерами, дорисовывать
18

простые детали (стебелёк, листочки, травка).
Радуга-дуга

Упражнять детей в технике рисования по-сырому: изображение
радуги. Закреплять представление о 7 цветах спектра.

Радуга-дуга

Дополнение рисунка деталями (солнышком, облачками...),
дорисовывая их восковыми мелками, цветными карандашами,
фломастерами на просохшей бумаге.

Открытка ко Дню Победы

Вызвать радостные чувства в ожидании праздника, желание
сделать красивую открытку в подарок близким.Упражнять в
сочетании приёмов и средств изображения: аппликация +
«рисование» блёстками.

Открытка ко Дню Победы

Закреплять умение пользоваться фломастерами, дорисовывать
простые детали.

Салют на нашей улице
(коллективная работа)

Развивать навыки рисования ватными палочками.

Салют на нашей улице
(коллективная работа)

Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных
шариков на подготовленный тёмный фон (разноцветные огоньки
салюта в небе). Развивать чувство ритма.

Гусеничка в травке

Совершенствовать технику пальчикового рисования (туловище
гусеницы), не оставляя просветов между мазками.

План образовательной деятельности дает представление о структуре и
содержании

реализуемой

образовательной

программы,

с

учетом

особенностей развития и преемственности ведущих видов деятельности в
каждый возрастной период дошкольного детства.
Основные требования к уровню подготовки детей 3-5 лет по программе
Возраст
Дети должны знать
Дети должны уметь
3-4
- материалы, которыми можно
- правильно работать карандашом,
года
рисовать (цветные карандаши, кисти, фломастером, кистью;
краски, фломастеры...), и в том числе - владеть нетрадиционными
нетрадиционные: пальчики, ладошки, изобразительными техниками: рисование
пробковые и картофельные печатки, пальчиками, ладошкой, печатание
ватные палочки, губка...;
различными печатками, тычкование
- цвета и некоторые оттенки
полусухой жёсткой кистью, рисование
(красный, желтый, синий, зелёный, ватными палочками, тампонирование
белый, чёрный, коричневый,
губкой;
оранжевый, голубой, серый).
- ориентироваться в понятиях: форма, цвет,
количество, величина предметов;
- изображать отдельные предметы, а также
простые по композиции сюжеты;
- владеть приёмом обрывания бумаги и
19

техникой бумагопластики (комкание
салфеток, скатывание их в шарики);
- создавать простейшие узоры из
чередующихся по цвету элементов
одинаковой формы;
- творить в сотворчестве с воспитателем и
детьми.
4-5 лет - новые цвета и их оттенки (розовый,
светло-зелёный);
- свойства акварели и её отличия от
гуашевых красок;
- характерные и отличительные
признаки предметов быта и
животных.

- изменять положение руки в зависимости от
приёмов рисования;
- владеть приёмами нетрадиционных
техник: “батик”, резерв из свечи в сочетании
с акварелью, оттиск различными печатками
и мятой бумагой, предметная монотипия,
акварель по сырому, рисование сангиной,
углем, тычкование полусухой жёсткой
кистью;
- использовать разнообразие цвета,
смешивать краски на палитре для получения
нужного оттенка;
- комбинировать разные способы
изображения и изоматериалы;
- передавать строение предметов, соотнося
их части по величине;
- создавать несложные сюжетные
композиции;
- создавать несложные декоративные
композиции, сочетая элементы узора по
цвету и форме;
- творить в команде детей.

3.4.Условия реализации программы
Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов
и оборудования:
- Наборов разнофактурной бумаги, ткани.
- Дополнительного материала ( природного, бытового, бросового).
- Художественно-изобразительного материала.
- Инструментов для художественного творчества.

20

К концу года умения детей во всех видах изобразительной и декоративной
деятельности должны расшириться и совершенствоваться.

Существует много

тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка в разных видах
деятельности. Для выявления уровня развития образной креативности может
быть использован тест П. Торранса «Дорисовывание фигур»; тесты Торшиловой Е.
М. «Диагностика типов и уровней эстетического развития детей. Также
диагностические

таблицы

художественного

восприятия,

позволяют

проследить

проанализировать

у

уровень

детей

развитие

сформированности

изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме
творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков, аппликаций,
поделок

является

новое,

оригинальное,

придуманное,

изобретённое

и

художественно оформленное.
3.5. Ожидаемые результаты:
К концу обучения по программе дети должны уметь:
• правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие
движения;
• пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски,
восковые мелки, цветные карандаши и т. д.);
• определять теплые и холодные, темные и светлые цвета ;
• получать простые оттенки (от основного к более светлому);
• рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);
• изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.
К концу обучения по программе обучающиеся должны знать:
• названия основных цветов (красный, желтый, синий) и элементарные правила их
смешивания;
• применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;
• основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
• название материалов и инструментов и их назначение;
• правила безопасности и личной гигиены.
21

Литература

1. Мусиенко С.И «Оригами в детском саду».- М., 2010
2. Беженова О.Л. «Волшебное рукоделие».- М.,2008
3. Планирование,

конспекты

занятий,

методические

рекомендации.

Методическое пособие для специалистов дошкольных учреждений. — М.:
Карапуз-Дидактика, 2009.
4. Пацци Л. «Фантазии из солёного теста».- М.,2018
5. Румянцева Е. «Аппликация. Простые поделки».-М.,2017
6. Казакова Т.Г. «Теория и методика развития дет. изобразит. творчества».М.,2016
7.Лыкова И.А. «Цветные ладошки» программа художественно- эстетического
развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности, формирование
эстетического отношения к миру.
8. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.
Планы и конспекты занятий.
9. Доронова Т.Н. Обучение детей рисованию, лепке, аппликации в игре.
10. Ильина А.А. Рисование нетрадиционными способами.
11. Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. – М.,
2016.
12. Комарова Т. Детское художественное творчество.- М., 2015.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».