ДООП веселые пальчики 5-7 лет

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.

Основные характеристики
Пояснительная записка
Цели и задачи общеразвивающей программы
Содержание общеразвивающей программы
Планируемые результаты

2.

Организационно-педагогические условия

2
4
5
19

2.1.

Календарный учебный график

19

2.2.

Условия реализации программы

20

2.3.

Формы контроля и оценочные материалы

24

Список литературы

25

Приложение

26

3.

1

1. Основные характеристики
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально гуманитарной направленности кружок «Весёлые пальчики» обеспечивает разностороннее
развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей, основанная на занятиях логопедической ритмикой, которая базируется на
использовании связи слова, музыки и движения.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
• Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ № 273).
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с
изменениями на 30 сентября 2020 года).
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28
«Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, Распоряжение
правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р
• Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
• Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
• Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного
образования Свердловской области.
• Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
№219-д от 04.03.2022 «о внесении в методические рекомендации «Разработка
дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях»,
утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д.
• Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от
29.05.2015 № 996-р)
• Устав МБДОУ.
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного
образования и воспитания, усложняются задачи, стоящие перед родителями (законными
представителями), педагогами – дошкольниками, очень важной остается задача владение
речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной,
грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого
творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов
различных жанров детской литературы.
В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у детей
дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих
нарушения речи. Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями И.П.
Павлова, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног,
2

туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных
органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы этих
детей являются занятия логопедической ритмикой.
Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение,
способствует тренировки подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного
мозга (В.А. Гиляровский); развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость,
распределение и память, зрительную, слуховую, моторную, (Е.В. Чаянова, Е.В. Конорова);
ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере детей с
нарушениями речи (В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, Н.А. Власова, Ю.А. Флоренская).
Таким образом, появилась необходимость в создании специальных условий для детей с
нарушением речи, а именно в организации дополнительного образования детей в условиях
кружковой деятельности для детей дошкольного возраста «Весёлые пальчики».
Отличительные особенности программы, новизна
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально
гуманитарной направленности кружок «Весёлые пальчики» составлена на основе
исследований педагогов Г. А. Волковой, В. А. Гринер, М.Ю.Картушиной, А.Е.Вороновой,
занимающихся вопросами дошкольной логоритмики.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка,
совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться
в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность
преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с
использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на
здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например,
сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием
выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж,
играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики,
активной и пассивной музыкотерапии.
Адресат общеразвивающей программы
Возраст детей, участвующих в реализации программы – 5-7 лет. Это определяется
фазовым характером собственной активности ребенка. Для детей старшего дошкольного
возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со
стороны взрослых. Поэтому необходимо обеспечивать условия для развития речевых
компетенций ребёнка, детской самостоятельности, инициативы, творчества. В этот период
открываются новые возможности в познании мира, проявляются различия в темпах
индивидуального развития детей. При правильном воспитании интенсивно развиваются
целостное восприятие окружающего мира, наглядно – образное мышление, творческое
воображение, коммуникативные способности, непосредственное эмоциональное отношение
к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.
Условиями приёма детей на обучение по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе социально - гуманитарной направленности кружок «Весёлые
пальчики» являются потребности и интересы детей и родителей (законных представителей) к
данному виду деятельности. При формировании групп учитывается возраст ребёнка (5-7 лет)
и уровень овладения программой (первый год обучения или второй год обучения).
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 30-35 мин.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Объем программы – 76 часов
Программа рассчитана на 1 год
обучения:
1 год обучения: 76 часов в год,
3

Объем программы в сентябре и январе рассчитан на 3 недели обучения (комплектование
групп; новогодние каникулы в соответствии с Постановлением Правительства РФ).
Особенности организации образовательного процесса.
Реализация программы представляет собой традиционную модель - линейную
последовательность освоения содержания в течение двух лет обучения в одной
образовательной организации.
Реализация программы «Весёлые пальчики» проходит по двум направлениям
РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ
ПРОЦЕССОВ
-совершенствование общей моторики,
координации движений,
-регуляция мышечного тонуса;

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ
-развитие темпа и ритма дыхания, голоса;
-выработку умеренного темпа и ритма
речи
- формирование интонационной
выразительности;
- развитие орального праксиса
(артикуляционной и мимической
моторики);
- развивать координацию речи с
движением;
-воспитание правильного
звукопроизношения
-формирование фонематического слуха

- развитие восприятия - слухового
внимания
- воспитание подражательности,
активности, инициативности,
самостоятельности, коллективизма,
- оптико-пространственных
представлений
- зрительной ориентировки на
собеседника,
- чувства темпа и ритма движений,
музыки
- слуховой памяти
- активизация словарного запаса
- воспитание волевых качеств (смелости,
-развитие грамматической правильности
настойчивости, решительности,
речи
выдержки)
Для развития творческого потенциала, эффективного развития многообразных речевых и
неречевых нарушений у детей объединены педагогические технологии как традиционные, так
и инновационные.
Перечень форм обучения
Реализация программы проходит в совместной деятельности педагога и детей.
Образовательный процесс проходит ненавязчиво, с использованием игровых обучающих
ситуаций, при сочетании групповой и подгрупповой работы с детьми и использованием
приемов поддержки детской инициативы.
Перечень видов занятий: игровое занятие, практическое занятие, открытое занятие,
квест. Обеспечивается участие ребёнка во всех доступных ему видах коммуникативного
взаимодействия. В содержание занятий включена постоянная смена деятельности детей:
предусмотрена совместная работа с педагогами, самостоятельная деятельность, разминка,
логоритмика, корригирующая гимнастика, пальчиковые игры, логические игры и задания,
активные игры и игры малой подвижности, беседы, квест технологии, работа по развитию
мелкой моторики, различные способы работы с наглядностью.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы:
открытое занятие, видеоотчёт. Выбор формы в соответствии с эпидемиологической
обстановкой в учреждении.
1.2. Цели и задачи общеразвивающей программы
Цель: Гармоничное развитие ребенка в соответствии с возрастными особенностями,
обеспечивающее речевое развитие дошкольников путем активизации двигательной
4

сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой через систему логоритмических
занятий.
Задачи:
Обучающие
- учить различать темпы мелодий, различать чувство ритма, петь соответственно со
звучанием музыки;
- расширять знания детей об окружающем мире;
Развивающие
- развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега;
- формировать правильную осанку, умение ориентироваться в пространстве,
имитационные движения;
- развивать зрительное и слуховое внимание;
- учить переключать внимание, включая смену движений;
- развивать физиологическое дыхание, артикуляционный аппарат, мимику;
- развивать силу голоса и выразительность речи и пения;
- развивать мелкую моторику, точность движений;
- формировать правильную артикуляцию звуков;
- развивать творчество и инициативу.
Воспитательные
- приобщать детей к детской художественной литературе;
- воспитывать доброту, умение взаимодействовать со сверстниками, договариваться,
сопереживать.

-

1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
№ Название
п\п
раздела
1 программа
Итого

Количество часов

Формы контроля

76
открытое занятие
76
Всего по программе: 76 часов

Тематическое планирование кружка «Весёлые пальчики»
Месяц

Номер

Тема

занятия
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Количество
занятий

1

Вспоминая лето (летние месяца, как я провёл лето)

2

2

Осенняя ярмарка (сад-огород).

2

3

Ранняя осень (деревья, грибы, ягоды, цветы).

2

4

«Откуда хлеб пришёл?»

2

5

Осень (человек, одежда, головные уборы, обувь).

2

6

Домашние животные, птицы.

2

7

Поздняя осень (обобщения). Перелётные птицы,
подготовка животных, растений к зиме.
Моя семья (дом, мебель, электроприборы).

2

8

2
5

Декабрь

9

Мой город, моя страна.

2

10

Профессии и инструменты.

2

11

Неделя добрых дел.

2

12

Начало зимы.

2

13

Зимующие птицы.

2

14

Народы Урла. Родной край.

2

15

Новогодние праздники

2

Январь

КАНИКУЛЫ
2

17

Рождественские сказки.
Зима. Зимние забавы и развлечения.
Зима. Как звери и зимуют.

18

Неделя науки, знаний и открытий для дошколят.

2

19

2

20

Строительство (архитектура в городе, строительные
профессии).
Сказки А.С.Пушкина

21

День Защитника Отечества. Военные профессии.

2

22

Лес – наше богатство. Животные наших лесов.

2

23

2

25

Международный женский день. Женские
профессии.
Народное творчество
(фольклор, русская народная игрушка, посуда).
Неделя игры и игрушки.

26

Ранняя весна. Пробуждение природы.

2

27

Книжкина неделя

2

28

Спорт. Я вырасту здоровым!

2

29

Космос. Моя планета.

2

30

Я - житель планеты Земля.

2

31

Весна. Прилёт птиц.

2

32

День Победы

2

33

Весна. Сезонные изменения.

2

34

Сельскохозяйственные работы.

2

35

Здравствуй, лето! (летние игры и развлечения)

2

36

Насекомые.

2

37

Животные жарких стран

2

38

Скоро в школу (школьные принадлежности)

2

16

Февраль

Март

24

Апрель

Май

Июнь

2

Итого

2

2
2

76

6

Содержание учебного плана

Месяц Неделя

Тема
недели

Занятие

Вспоминая лето (признаки
лета, летний отдых)

2

«В гостях у
солнца»

«Чиполино и его
друзья»

4

Ранняя осень (деревья, грибы, ягоды,
цветы).

сентябрь

Осенняя ярмарка (сад-огород).

3

«В гостях у
Лесовичка»

Развитие речевых
процессов
Формирование
правильного
физиологического и
речевого дыхания.
Развитие глубокого
вдоха «Приметы
лета»
Игра «День-ночь»
Формировать мягкую
атаку голоса при
произнесении
гласных.
Формирование
правильного
физиологического и
речевого дыхания.
Развитие глубокого
вдоха «Узнай фрукт,
овощ»
Закрепление
артикуляции звука
[А]
Развитие
мускулатуры щёк:
имитационное
упражнение
«ТолстячкиХудышки»
Фонопедическая игра
«Эхо»
Формировать мягкую
атаку голоса при
произнесении
гласных
Укрепление
дыхательной
мускулатуры.
Выработка плавного
длительного выдоха,
направленной
воздушной струи
«Осенние листочки»
Закрепление
артикуляции звука
[У].
Игра «Эхо» АУ –
тихо, громко.
Отработка
произношения

Развитие неречевых
функций
Тренировать детей в
простых построениях.
Зрительная гимнастика
«Солнышко»
Закрепление
умения
детей
определять
пространственные
отношения. Закрепить в
речи наречия: направо,
налево.
Закреплять умение
детей построениям
Зрительная гимнастика
«Фруктовая загадка»
Усвоение понятий
«сильно - слабо», как
понятий относительно
большей или меньшей
силы мускульного
напряжения.
Закрепление умения
детей определять
пространственные
отношения. Закрепить в
речи наречия: вверху,
внизу.

Учить детей
определять
пространственные
отношения. Закрепить в
речи наречия: влево,
вправо, около, рядом.
Зрительная гимнастика
«По ягоды»
Закреплять умение
ходить с
согласованными
движениями рук и ног.

7

«Откуда хлеб пришёл?»

1

3

Домашние животные,
птицы.

октябрь

Осень (человек, одежда, головные уборы, обувь).

2

свистящих звуков
«Ветер свистит»
«Праздник
Формирование
каравая»
правильного темпа
речи «Мелит
мельница зерно»
Вырабатывать
умение делать язык
широким и
удерживать его в
расслабленном
состоянии.
«Блинчик»
Закрепление
произношения звука
[О]
Развитие просодии Инсценировка
диалога «Кисонькамурысонька»
«Осенняя
Выработка
прогулка»
правильной
воздушной струи:
игра «Сдуй
пуговку». Отработка
правильной
артикуляции звука
[Т-Д] «Молоточки»
Логопедическая
распевка «Ботинки»
Игра на координацию
речи и движения
«Башмачок»
Развитие
фонематического
слуха –
договаривание
чистоговорок.
Развитие
интонационной
выразительности в
диалоге «Сапожник»
«Поездка в
Артикуляционные
Простоквашино» упражнения
«Кошечка сердится»,
«Кошечка лакает»,
«Индюк»
Фонопедическое
упражнение
«Петушок»
Логопедическая
распевка «Корова»
Работать над

Учить правильно
выполнять самомассаж
лица.
Координация речи и
движения –
упражнение «Каша»
Игра «Ложкари» учить выделять в
музыке неожиданный
акцент и давать
ответную реакцию
ударом в ложки.

Закреплять умение
бегать с
согласованными
движениями рук и ног.
Развитие ориентировки
в схеме тела: вверху внизу,
впереди - сзади, справа
- слева
Развитие мускулатуры
шеи: имитационное
упражнение
«Кнопочка»
(поднимание и
опускание головы с
сильным нажатием
подбородка на кулаки).
Продолжать учить
выделять неожиданный
акцент ударом
кулачками
«Сапожники»
Учить менять движение
в соответствии с
музыкальными фразами
Зрительная гимнастика
«Ослик»
Игра на развитие
творческих
способностей и
воспитания выдержки
«Гусь»
Упражнение на
8

3

«1,2,3,4,5 – по
Уралу идём
гулять»

П
р
о
ф
е
с
с
и
и

ноябрь

Мой город, моя страна.
День единства.

2

«Домовенок
Кузя и фиксики»

«Чем пахнут

Развивать
подвижность языка,
способствовать
растяжке
подъязычной связки
– уздечки – «На
лошадке»
Фонопедическое
упражнение
«Глобус»
Коммуникативная
игра «Здравствуй
друг»
Артикуляционные

развитие
пространственных
отношений «Курица и
цыплята» - движения
Учить плавно
переходить от
умеренного темпа
движения к быстрому,
к медленному.
Зрительная гимнастика
«Однажды в лесу»
«Упражнение на
развитие кординации,
общей моторики «Мы
на лыжах в лес идем»
Регуляция мышечног
тонуса «Деревья в
снегу»
Развитие мимической
мускулатуры:
имитационные
упражнения изображаем добрую
маму, старого
дедушку, сердитого
папу, грустную дочку
и т.д.;
Зрительная
гимнастика «Наш
дом»
Пальчиковая
гимнастика «Семья»
Развитие зрительной и
слуховой памяти в
дидактических играх
«Кто там?», «Кто
спрятался?»
Упражнения на
развитии координации
«Мы на лыжах в лес
идем»,
Зрительная гимнастика
«Северное сияние»
Гимнастика мозга
«Ленивые восьмёрки»
Танец «Хоровод
дружбы»
Пальчиковая
гимнастика «Мы по
городу гуляли»
Ритмическая игра

и
н
с
т
р
у
м
е
н
т
ы
.

ноябрь

Моя семья (дом, мебель, электроприборы).

1

«Почему
медведь зимой
спит?»

и

Поздняя осень (обобщения).
Перелётные птицы, подготовка
животных, растений к зиме.

4

четкостью дикции.
Упражнение - игра на
развитие речевого
дыхания «Куры,
гуси»
Развитие дыхания по
схеме. (нос-нос, носрот, -рот-нос, ротрот).
Театрализация сказки
«Три медведя» воспроизведение
высоты звуков,
интонации
Выработка силы
голоса «Кто кого» упражнение в
длительном
произнесении
гласных звуков.
Следить за
соблюдением
единства и
адекватности речи,
мимики,
пантомимики, жестов
— выразительных
речевых средств в
игре и в ролевом
поведении детей.
Пение из
мультфильма
«Фиксики» «Телевизор,
холодильник»

9

ремесла»

Неделя добрых дел.
(16.11. – Международный день
толерантности)

4

2

Зимующие птицы.

декабрь

Начало зимы.

1

упражнения
«Маляры»
«Чей пароход гудит
дольше?»- развитие
длительного выдоха с
произнесением
гласного Ы.
Учить детей изменять
силу голоса: говорить
громко, тихо,
шепотом.
Логопедическая
песенка «Повар»
«Рукодельница и Развивать умение
Ленивица»
поднимать боковые
края языка.
«Чашечка»
Формирование
длительного
плавного выдоха
«Буря в стакане»,
«Метелица в
колодце»
Закрепление
артикуляции звука У
Фонопедическое
упражнение
«Рукодельница»
«Путешествие с Уточнение
волшебной
произношения
снежинкой»
гласных звуков
Фонопедическое
упражнение
«Свистели метели»
Развитие языкового
чутья «Доскажи
словечко»
Развитие орального
праксиса –
имитационные игры
«Замерзли»
«Птичья
Логопедическая
кладовая»
распевка «Ворона»,
«Воробьишка»
Формирование
темповой
организации
высказывания
«Дятел» проговаривание в
разном темпе.
Упражнение на
дыхание «Ворона»

«Молоточки»
Игра на развитие
пространственных
ориентировок «Иголка
с ниткой»
Совершенствование
оптикопространственных
ориентировок
«Ругулировщики»
(пререкрестные
движения)
Развитие ритма и темпа
движения «Взбиваем
перину»
Развитие координации
и переключаемости
движений «Щёлкщёлк»
Пальчиковый
самомассаж
«Веретено»

Развитие слухового
внимания «
Зрительная гимнастика
«Падают снежинки»
Развивать чувство
ритма «Мосток»
Пальчиковая
гимнастика «Мы с
тобой снежки лепили»
Закрепление умения
перестраиваться по
зрительному сигналу.
Гимнастика мозга
«Сова»
Фонопедическое
упражнение «Метель»
Упражнение на
развитие ритма
«Воробьи, воробышки»
Игра «Зимняя пляска»
Пальчиковая
гимнастика «Пой-ка,
подпевай-ка»
Упражнение на
10

«Вместе весело
шагать»

Народы Урала. Родной край.
Спорт.

3

январь

1
2

Рождественские сказки.
Зима. Зимние забавы и
развлечения.

Зима, новогодняя ёлка.

4

Развитие мимики
«Настроение»
Формирование
ритмического
рисунка в
проговаривании
звукоподражаний
«Ку-ку»
Имитационные игры
«На лыжах»
уточнение
произношения
шипящих звукоа.
Проговаривание
чистоговорок со
звуком [Ш]
Фонопедическое
упражнение
«Напугаем медведя»
«Письмо от Деда
Развивать реакцию
Мороза»
на интонацию и
мимику,
соответствующую
интонации. Следить
за соблюдением
единства и
адекватности речи,
мимики,
пантомимики, жестов
— выразительных
речевых средств в
игре и в ролевом
поведении детей.

«Ух, ух, - едут
сани во весь
дух!»

КАНИКУЛЫ
Продолжать
формирование
речевого выдоха –
произнесение
междометий на
выдохе.
Упражнение на
звукоподражание «На
санках»
Фонопедическое
упражнение «На
коньках»отработка
произношения

развитие слухового
внимание «Сорока»
Зрительная гимнастика
«Снег-снежок»
Коммуникативный
танец-игра «Веселые
дети»
Упражнение на
развитие чувства ритма
и мелкой моторики
«Дровосек»
Развитие внимания и
ориентации в
пространстве
«Бездомная кукушка»
«Прыжки через
сугробы»
Игра на расслабление и
напряжение мышц
«Замерзли-согрелись»
Речевая игра с
движением «Снеговик»
Развитие мелкой
моторики Су-джок
«Новый год»
Ритмическая игра
«Мороз»
Игра на развитие
общей моторики
«Ветер
северный»
Танец «Лавата»
координация движений,
развитие общей
моторики.
Упражнение на
расслабление
«Волшебный сон»
Упражнение на
развитие координации
«Зима»
Формирование
ритмического рисунка
«Снежки»
Танцевальная
композиция «К нам
гости пришли»
Хороводные игры
развитие координации
движений и
пространственной
11

«Зимовье»

2

Строительство (архитектура в городе,
строительные профессии).

февраль

1

«Очевидноеневероятное»

Развитие речевого
дыхания «Счет от 1
до 5 и обратно» на
выдохе»
Логопедическая игра
с элементом массажа
«Потягушечки»
Инсценировка
стихотворения
«Врун» Д.Хармса.

«Я бы в
строители пошел
- пусть меня
научат!»

Фонопедическая игра
«Строим дом»
Преодоление
твердой атаки
гласных.
Пропевание
гласных с
повышением и
понижением
голоса упражнение
«Этажи,
«Лесенка».
Артикуляционная
гимнастика
«Маляры»
Упражнение на
развитие речевого
дыхания «Буря»
Чтение строки из

«В гостях у
сказки»

Сказки
А.С.Пу
шкина
(10
февраля
– День
памяти
А.С.
Пушкин
а

4

Неделя науки, знаний и
открытий для дошколят.

Зима. Как звери и птицы зимуют.

3

свистящих звуков,
чистоговорки со
звуком [С]
Развитие речевого
дыхания «Кто
стучится»
Проговаривание
звукоподражаний на
выдохе.
Логопедическая
распевка
«Кормушка»
Инсценировка сказки
«Теремок»
Упражнение на
расслабление и
напряжение мышц
артикуляции
«Орешки»

ориентировки.
Упражнение на
развитие общей
моторики «Про
медведя»
Пальчиковая сказка
«Рукавичка»
Су джок» «Медведь в
берлоге»
Развитие чувства ритма
и воспроизведение
ритмических рисунков
«Лиса и зайцы»
Двигательное
упражнение с речью
«Лесные жители»
Упражнение на
регуляцию мышечного
тонуса «Нахохлились –
расслабились»
Коммуникативная игра
«Ворота»
Развитие моторики и
координации «Намотай
шнур на палочку»
Совершенствование
общей моторики –
разные виды ходьбы и
бега.
«Хлопай-шлёпай» веселая логоритмика
Зрительнач гимнастика
«Наш дом»
Песня «Мы в городе
родились»)
Пальчиковая игра
«Песочный дом»
Ритмическая игра
«Молоток»
Упражнение на
развитие общей и
мелкой моторики
«Теремок»

Развитие
самостоятельности,
инициативности и
вразительности в
12

сказки на выдохе.
Работа над темпом и
ритмом речи.
Проговаривание
загадки о золотой
рыбке с
одновременным
прохлопыванием.
Речевое упражнение
«Петушок»
Фонопедическое
упражнение
«Колосок»

«Три богатыря»

Фонопедическое
упражнение «Салют»
Воспроизведение
ударного слога – (таТА, ТА-та)
«Барабанщик»
Проговаривание
чистоговорки со
звуками [Т-ТЬ]
Гимнастика для
мышц языка
«Пулемет», «Танк».

«Маша и
Медведь
приглашают в
гости»

Развитие
артикуляционного
аппарата и мимики
«Маша артистка»
Сценка шутка «Лиса
и волк» - продолжать
учить передавать
характер персонажа
при помощи
интонации.
Логопедическая
песенка «Волчий
вой»
Формирование
длительног речевого
выдоха – счет до
пяти, добор воздуха –
обратный счет»
Воспитание
интонационной
выразительности
речи - Игра «Узнай
по интонации».

День Защитника Отечества.
Военные профессии.

3

март

1

Междунар
одный
женский
день
Женские
профессии
.

Лес – наше богатство. Животные наших
лесов.

4

выборе ролей для
инсценировки
знакомых сказок,
отрывков
Развитие слухового
внимания «Что не
правильно»
Упражнение на
координацию речи и
движения «У моря»
Развитие слухового
внимания – слушание колыбельная из оперы
«Сказка о царе
Салтане» Н.РимскийКорсаков
Игра на развитие ритма
(на м/инструментах)
«Азбука Морзе.
Радист» (Ритмическое
эхо)
Развитие мускулатуры
шеи: имитационное
упражнение «Сирена
воет» (повороты
головы).
Координация движений
рук и ног, работа над
амплидудой движений
«Марш солдатиков»
Развитие
пространственной
координации закреплять умение
ползать, пролезать,
подлезать, перелезать.
Зрительная гимнастика
«Однажды в лесу»
Координация речи с
движением «Мишка»
Развитие чувства ритма
«Что хочет Маша?»
Игровой массаж тела
«Зайка»

Упражнение на
развитие творческой
самостоятельности
«Профессии мам» пантомима
13

«Речевые
посиделки»

Народное творчество
(фольклор, русская народная игрушка, посуда).
(07-13.03 – Масленичная неделя 2016)

2

«Веселая
карусель»

Неделя игры и игрушки.

3

Развитие темпа речи
«В гости к Федосье»
Развитие высоты
голоса - речевая игра
«Гости»
Работа над темпом и
ритмом речи. Чтение
стихотворения
«Март» в
сопровождении
металлофона
Фонопедическое
упражнение
«Чайник»
Логопедическая
распевка «Тарелка»
Речевая игра с
музыкальными
инструментами
«Кухонный оркестр»
Работа над темпом и
ритмом речи,
координация речи с
движением упражнение
«Помощники».
Развитие
интонационной
выразительности и
просодии - диалог
«Уж ты тётушка,
Арина»
Развитие речевого
дыхания при
проговаривании
скороговорок.
Воспитание силы
выдоха «Заведи
вертушки»
Воспитание
шепотной речи при
проговаривании
потешек.
Формирование
темповой
организации
высказывания
«Проговори
скороговорку в
разном темпе»
Имитационная игра
«Дудочка»(высоконизко)

Пальчиковая игра
«Мамочка»
Развитие общей
моторики и
координации движений
«Мамины помощники»

Упражнение на
развитие творческого
воображения, общих
речевых навыков
«Чайник»
Пальчиковая
гимнастика «Посуда»
Развитие
пространственной
координации
Упражнение на
развитие слухового
внимания , чувства
ритма в игре на ложках
«Экосез»

Зрительное упражнение
«Юла»
Совершенствование
способности различать
замедление, ускорение
музыкального темпа,
параллельно выполняя
упражнения на
построение «круг» игра «Карусели»
Игра на развитие
чувства ритма и
моторику
«Музыкальные кубики»
Упражнения
регулирующие
мышечный тонус
14

Попевка «Качели»
«Как мы весну
искали»

Ранняя весна. Пробуждение природы.

4

апре
ль

апрель

2

Я вырасту здоровым!
(07.04 – Всемирный день
здоровья)

Книжкина неделя. Библиотека.
(02.04. – Международный день
детской книги)

1

«Театральная
мастерская»

«Веселая
зарядка»

Логопедическая
распевка
«Подснежник»
Упражнение на
развитие
направленной слабой
воздушной струи
«Запускаем
кораблики»
Уточнение
произношения
согласного [Л]
Фонопедическое
упражнение «В лесу
весной»
Выразительное
загадывание загадок
по теме
Воспитание
интонационной
выразительности –
проговаривание
предложения «Весна
пришла» с разной
интонацией.
Продолжать работу
над четкостью
дикции,
интонационной
окрашенностью речи
в сценках-шутках,
играх-диалогах.
Развитие тембровой
окраски и высоты
тона. Чтение сказки
Чуковского
«Путаница» (дети
произносит только
звукоподражания).
Развитие плавного
речевого выдоха –
проговаривание на
выдохе междометий
от 1 – до 5.
Логопедическая
песенка «Очки для
Леночки»
«Наши малыши
здоровы» формирование

«Тряпочные куклы,
заводной зайчик,
солдатики»
Коммуникативная игра
«Собирайся детвора»
Зрительная гимнастика
«Сосулька»
Пальчиковая Су-джок
«Чтож ты ёж такой
колючий»
Музыкальный этюд
«Сосулька»- регуляция
мышечного тонуса.
«Пружинки-прыжки» веселая логоритмика –
дифференциация
движений.

Совершенствование
умения выполнять
разнообразные
образно-игровые
движения - пантомима
«Где мы были мы не
скажем»
Упражнение на
развитие слуховго
внимания - Зрительная
гимнастика
«Театральные кулисы»
Зрительная гимнастика
«Будь здоров!»
Пальчиковая
гимнастика «Вот
большой смешной
толстяк»
Оздоровительный
самомассаж лица
«Превращения».
Развитие мимической
мускулатуры и
15

эмоциональной
окраски речевого
высказывания.

«Собирайся
детвора – в
космос нам
лететь пора!»

4

Я - житель планеты Земля.
(22.04. – Международный день Земли)

Космос.
Моя планета.

3

«Где обедал
воробей?»

2

День
Победы.

май

Весна. Прилёт птиц.

1

май

«Путешествие с
капелькой»

«На параде»

Фонопедическое
упражнение «Ракета»
Уточнение
произношения
согласного [Р]
имитационная игра
«Заведи мотор».
Проговаривание
чистоговорок со
звуком [Р]
Упражнение на
координацию речи с
движением «Полет»
Логопедическая
распевка «Прогулка»
Фонопедическое
упражнение
«Глобус»
Русская народная
закличка
«Солнышко»
ритмическая
организация
высказывания,
развитие
интонационной
выразительности
Развитие речевого
дыхания проговаривание
двустишия на одном
выдохе.
Упражнение на
развитие дикции
исполнение песенки
«Кап-кап»
Проговаривание
чистоговорок на
дифференциацию
звуков [Р-РЬ]
Фонопедическое
упражнение «Салют»
Артикуляционная
гимнастика «Парад»

слухового внимания
«Мы умеем улыбаться,
мы умеем огорчаться»
Упражнение на
внимание и
координацию «Топаемхлопаем»
Музыкальноритмическая
композиция
«Волшебный цветок» перестроения,
Подвижная игра
«Звёздочки»
Зрительная гимнастика
«Ракета»

Игра на
совершенствование у
детей способности
различать замедление,
ускорение
музыкального темпа
«Капель»
Музыкальный этюд
«Цветок» регуляция
мышечного тонуса
«Хоровод дружбы» развитие
пространственных
ориентировок и
координации реч с
движением.
Зрательная гимнастика
«Жаворонок»
Развитие зрительного
внимания «Найди
отличия»
Ритмическая играмассаж ног «Домик
птичкам мастерим»
Совершенствование
выразительности
движений
К стихотворению «Ну ,
весна, как дела?»
Игра на развитие ритма
(на м/инструментах)
«Азбука Морзе.
Радист» (Ритмическое
16

июнь

1

Здравствуй лето

4

Сельскохозяйственные работы (труд человека
весной).

Весна. Сезонные изменения.

3

«Цветиксемицветик»

«Весенняя
уборка»

«Сказка о
временах года»

Речевая игра
«Барабанщик»
выделение
музыкальных фраз с
поговариванием
соответствующих
слогов [та-та-та, дада-да] соблюдая
ритмический
рисунок.

эхо). Пальчиковая
гимнастика «Атыбаты» Упражнение на
развитие координации
«Самолет»
Исполнение песни без
слов с изменением
слогов – развитие
слухового внимания и
музыкального метра

Проговаривание
чистоговорок со
всеми звуками.
Фонопедическое
упражнение
«Колокольчики
будили».
Игра «Наши алые
цветочки» –
воспитание
инициативности,
творческой
активности.
Продолжать работу
над четкостью
дикции,
интонационной
окрашенностью речи
в сценках-шутках,
играх-диалогах.
Развитие тембровой
окраски и высоты
тона. Чтение сказки
«Вершки и корешки»
(дети произносит
только
звукоподражания).

Двигательное
упражнение
«Одуванчик» со сменой
направления.
Пальчиковая игра с
массажем «Цветок»
Координация речи с
движением «Лесные
цветы урашают леса»
Игра на развитие
мышечного тонуса
«Ветерок»

Проговаривание
чистоговорок со
всеми звуками.
Фонопедическое
упражнение «Лето –
это хорошо».
Инценировка
отрывка из сказки
«Сказка о лете и его
сыновьях» –

Зрительная гимнастика
«Мы копали, сеяли и
поливали»
Пальчиковая
гимнастика «Вот
большой смешной
толстяк»
Оздоровительный
самомассаж лица
«Превращения».
Развитие мимической
мускулатуры и
слухового внимания
«Мы умеем улыбаться,
мы умеем огорчаться»
Упражнение на
внимание и
координацию «Топаемхлопаем»
Гимнастика мозга,
рисуем двумя руками
Логопедическая
распевка «лето»
Пальчикова гимнастика
«Хороший день»
Упражнение на
передачу характера
движения пантомимой
«Кто как играет»
17

воспитание
инициативности,
творческой
активности.

Самомассаж тела «му
гуляем и купаемся»

«День рождения
Мухи-цокотухи»

Насекомые

2

Животные жарких стран.

3

Скоро в школу

4

Проговаривание
Двигательное
чистоговорок со
упражнение «Муравьи»
всеми звуками.
со сменой направления.
Фонопедическое
Пальчиковая игра с
упражнение
массажем «Гусеница»
«Комарик».
Координация речи с
Инценировка
движением «Пчелы и
отрывка из сказки
мишки»
«Мухо-цокотуха» –
Игра на развитие
воспитание
мышечного тонуса
инициативности,
«Мотыльки»
творческой
активности.
«Король-лев»
Учить детей изменять Гимнастика мозга
силу голоса: говорить «Слон»
громко, тихо,
Логопедическая
шепотом.
распевка «Звери»
Чистоговорка с
Пальчикова гимнастика
массажем «Кенгуру» «Две мартышки»
Упражнение на
Упражнение на
развитие мимики и
передачу характера
звукоподражания движения пантомимой
логопедическая
«Кто как идет»
песенка «Зоопарк»
Самомассаж тела
Артикуляционная
«Черепаха»
гимнастика
«Обезьяны»
«Незнайка идёт в Воспитание
Совершенствование
школу»
интонационной
умения выполнять
выразительности речи - разнообразные
Игра «Узнай по
образно-игровые
описанию».
движения Развитие темпа речи «В пантомима «Где мы
гости к Незнайке»
были мы не скажем»
Развитие высоты голоса Упражнение на
- речевая игра «Гости»
развитие слуховго
Работа над темпом и
внимания ритмом речи. Чтение
Зрительная
стихотворения
гимнастика
«Школа» в
«Переменка»
сопровождении
металлофона

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы социально - гуманитарной направленности кружок «Весёлые пальчики»»
18

необходимо тесное сотрудничество с родителями воспитанников, которое направлено на
вовлечение семьи в коррекционный процесс.
В работе по данному направлению используются разнообразные формы
сотрудничества:
 игровой практикум «Речь-ритм-движение», с целью овладения родителями
практическими упражнениями и способами разнообразить игровую
деятельность дошкольников средствами логоритмических упражнений;
 стендовая информация «От движения к речи», «Логоритмические
упражнения без музыкального сопровождение» несёт цель педагогического
просвещения;
 буклеты, памятки «Как играть дома в логоритмические игры»;
 информационная страничка на официальном сайте ДОУ «Советы логопеда»;
 открытые итоговые мероприятия для родителей.
1.4. Планируемые результаты
Решение задач, позволило спрогнозировать следующий результат освоения программы в
виде целевых ориентиров:
 Ребенок владеет достаточным словарным запасом по лексическим темам.
 Ребенок умеет ритмично выполнять движения в соответствии со словами,
выразительно передавая заданный характер, образ.
 У ребёнка сформированны модуляции голоса, плавность и интонационная
выразительность речи, правильное речевое и физиологическое дыхание, умеет правильно
брать дыхание во время пения.
 Ребёнок обладает достаточной подвижностью артикуляционного аппарата. Правильно
произносит все звуки родного языка.
 Ребёнок способен правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых
рядах, дифференцировать гласные, парные согласные звуки в слоговых рядах, словах,
чистоговорках.
 Ребёнок способен выполнить оздоровительные упражнения для улучшения осанки,
дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела, психогимнастические
этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного
автоматизма.
 Ребёнок умеет ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении,
перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега.
 Ребёнок координирует движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей,
быстро реагирует на смену движений.
 Ребёнок уважает культуру и традици народов России, родного края, труд людей.
 Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах речевой и музыкальной
деятельности.
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график
Год обучения
1 год

Дата
начала
обучения
12

Дата
Количество Количество Количество
окончания
учебных
учебных
учебных
обучения
недель
дней
часов
30 июня
38
76
76

Режим
занятий
2 занятия
19

сентября

по 1 часу
в неделю

Каникулы с 01 января – 08 января
2.2. Условия реализации программы
Требования к среде:
 Логоритмические занятия рекомендуется проводить в музыкальном зале.
 Наличие зеркала, музыкального центра, набора аудиозаписей для прослушивания
ритмических упражнений.
 Наглядность: маски, костюмы зверей, птиц; детские игрушки; иллюстрации к детским
песенкам.
 Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: бубны, погремушки,
деревянные ложки.
 Игрушки-инструменты
с диатоническим
и хроматическим звукорядами:
металлофоны, колокольчики.
 Мячи (латексные, Су-Джок, массажные), скакалки, обручи, ленты, многогранные
палочки.
 Игровой и спортивный инвентарь:
 Пособия на развитие дыхание,
 Ритмические палочки,
 Массажные мячики «Су-джок»
Программно-методическое обеспечение программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально гуманитарной направленности кружок «Весёлые пальчики»» базируется на основных
положениях программ и методических пособий:
по логопедии:
 Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Т.В. Филичевой и Г. В.
Чиркиной;
 «Система коррекционной работы» Н. В. Нищевой;
 Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А.
Куликовской.
 по логоритмике:
 Волкова Г.А. Логопедическая ритмика - М., Просвещение, 1985
 Методические пособия по логоритмике М.Ю. Картушиной, М.Ю. Гоголевой, Е. В.
Кузнецовой, Е.А.Алябьевой, Н.В.Микляевой
 Воронова А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет. Занятия и упражнения. М.»ТС
СФЕРА»,2006.
 по оздоровлению детей:
 Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей»
М.Н.Щетинина;
 «Психогимнастика М. И. Чистяковой,
 «Азбука физкультминуток» В. И. Ковалько.
Кадровое обеспечение
Для осуществления программы требуются квалифицированные педагогические
работники. Уровень квалификации педагогических работников должен соответствовать
квалифицированным характеристикам по соответствующей должности.

20

Методы обучения
Для развития творческого потенциала, эффективного развития многообразных речевых и
неречевых нарушений у детей объединены педагогические технологии как традиционные, так
и инновационные.
К традиционным технологям относятся:
Вводная ходьба и ориентирование в пространстве. Дети учатся ориентированию в
пространстве и коллективе, в право-левостороннем направлении движения, в поворотах, в
маршировке спиной, назад, к центру и т. п.
На занятиях используются следующие виды ходьбы:

ходьба по дорожке, обозначенной двумя канатами;

ходьба «стайкой», т. е. вместе, группой;

ходьба группой (под барабан) к противоположной стене зала;

ходьба вдоль каната по кругу друг за другом: это готовит детей к ходьбе в
колонну по одному;

ходьба друг за другом, держась рукой за веревку: дети стоят друг за другом, в
левой руке каждого — веревка, под звуки барабана педагог (затем ребенок) ведет детей по
кругу, движение можно сопровождать произношением звука у-у-у;

ходьба друг за другом по канату боком приставными шагами. Дети идут
маленькими шагами 3—4 м, заметно приподнимая ноги, руки свободно опущены;

ходьба друг за другом с попутным перешагиванием через 5—6 кубиков и рейки
лестницы, положенной на пол (2—3 круга);

ходьба вверх по наклонной доске, соскок (2 раза) и т. д.

Затем различные виды ходьбы сочетаются не только с музыкой, но и словом.
Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и
напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их
движения становятся точными и ловкими. В содержание этого раздела входит усвоение
понятий «сильно», «слабо» как понятий относительно большей или меньшей силы
мускульного напряжения. Понятия «сильно» и «слабо» соответствуют в звучащем процессе
терминам «громко» — forte и «тихо» — piano. Дошкольники знакомятся с громким и тихим
звучанием музыкального инструмента сначала в положении стоя или сидя около него и
выполняя, например, мягкие движения флажками внизу — на тихое звучание и более
сильные взмахи ими над головой — на громкое звучание; кроме флажков, можно
использовать барабан, бубен, обруч, ленту. Затем упражнения усложняются.
В работе по воспитанию умения регулировать мышечный тонус можно выделить
общеразвивающие (в этих движениях чередуется напряжение и расслабление, снимается
излишнее напряжение с мышц, когда упражнение уже освоено на уровне двигательного
навыка); и коррекционные упражнения (для укрепления мышц, стоп и туловища, для
развития функции равновесия, формирования правильной осанки).
Артикуляционные упражнения и упражнения на развитие мимики полезны в любом возрасте,
так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Они способствуют нормализации
деятельности периферических отделов речевого аппарата. Артикуляционные упражнения для
детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают
артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие
ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма.
Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает
подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать
диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение
выдоха. На логоритмических занятиях используются:




упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,
выработка продолжительного речевого выдоха,
тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
21

Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества
голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения
выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях
используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие
голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.
Упражнения на развитие внимания (переключаемость, устойчивость, распределение) и
памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется
внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык
тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное
произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое
внимание.
Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без
музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и
музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и
др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки,
прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает
выполнение логоритмических задач.
Ритмические игры и счетные упражнения развивают чувство ритма, темпа, метра
(акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в
ритмической основе слов, фраз.
Пение песен и вокализов, распевок развивает память, внимание, мышление, эмоциональную
отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует
автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми
нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на
коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
Пальчиковые игры и сказки и другие упражнения на развитие мелкой моторики. Науке давно
известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием.
Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому
развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под
музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку
несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание
текста игры.
Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую
моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные
психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме
известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и
поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых
бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек,
«стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой
бумаги и целлофана.
Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная
мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными.
Мимические и пантомимические этюды развивают
мимическую и артикуляционную
моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их
творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в
себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении
настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его
достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению
сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
Упражнения для развития творческой инициативы. К этим упражнениям относятся
дирижирование, свободные двигательные импровизации под музыку, двигательные
22

инсценировки песен, двигательно-музыкальные упражнения, в которых на первый план
выдвигаются импровизация и творчество. упражнения на словотворчество также входит в эту
группу.
Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения,
развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают
чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила
игры.
Заключительные упражнения. (упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и
физического напряжения). Цель этих упражнений — успокоить занимающихся, переключить
их внимание на другие занятия. Заключительные упражнения могут проводиться в различной
форме: это может быть обыкновенная маршировка под музыку, перестроения, слушание
музыки с последующим определением характера произведения и др.
Инновационные технологии:
Технология «Игровой массаж» Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного
тонуса, утомления, умственного напряжения.
Методика раннего музыкального развития Екатерины и Сергея Железновых,
«Гимнастика мозга» представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и
упражнения, они помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности,
которые заложены в нашем теле. Упражнения гимнастики мозга дают возможность
задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить
проблему неуспешности
Монтессори-технология работы в круге. Ритуалы приветствия и прощания.
Технология речедвигательной ритмики и фонетической ритмики (произношение гласных
звуков)
Использование элементов массажа, самомассажа – (массажные коврики)
Использование гимнастики для глаз (профилактика утомляемости)
Моделирование для развития пространственного праксиса и гнозиса (схемы построений,
перестроений, модели, планы)
Основной принцип построения всех перечисленных видов работы — тесная связь
движения с музыкой; включение речевого материала.
Слово может быть введено в самых разнообразных формах: это тексты песен,
хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего в
подвижных играх, указания ведущего (режиссера) сценария и т. п. Введение слова дает
возможность создавать также и целый ряд упражнений, руководимых не музыкальным
ритмом, а ритмом в стихотворной форме, позволяющим сохранять при этом принцип
ритмичности в движениях.
Средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно
усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и
заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой
деятельности детей с речевой патологией.
Описание методов обучения
В данном образовательной процессе используются групповая форма работы.
Основой всех форм и методов обучения в логопедической ритмике является
избираемый педагогом способ регулирования двигательной и речевой нагрузки, ее сочетание с
отдыхом и другими видами занятий в воспитательном процессе (логопедическими,
психотерапевтическими, воспитательными и т. п.).
Двигательная нагрузка выражается в количестве и насыщенности заданий,
интенсивное выполнение которых положительно действует на физическое состояние детей.
Задания, сопровождаемые речью, воздействуют на динамику психических функций,
проявляющихся в умственной деятельности человека, концентрации внимания и восприятия
во время объяснения и показа заданий, осмысливании двигательной и речевой задачи,
23

точности ответной реакции на них и т. п. В развивающем процессе на логоритмических
занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.
2.3. Формы контроля и оценочные материалы
Реализация данной программы предполагает диагностику индивидуального развития
ребенка.
Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования, помимо
традиционного речевого развития, состояния слухового внимания детей, восприятия и
воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики,
речевой моторики.
Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить
динамику изменений состояния неречевых психических функций детей и речевого развития
в процессе логоритмических занятий.
Диагностика проводится в виде обследования, тестов, наблюдения за активностью
детей. (Приложение 1)

24

3. Список литературы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ № 273).
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября
2020 года).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, Распоряжение
правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р
5. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ».
6. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
7. Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного
образования Свердловской области.
8. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области №219д от 04.03.2022 «о внесении в методические рекомендации «Разработка дополнительных
общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденных
приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д.
9. Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение
Правительства РФ от
29.05.2015 №996-р)
10. Алябьева, Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения:
Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.
11. Картушина, М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М., Сфера, 2008.
12. Клезович, О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей:
Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей – М.,. Аверсэв,,
2004.
13. Лопухина, И.С. Логопедия - ритм, речь, движение: Пособие для логопедов и родителей. СПб.: «Дельта» - 1997.
14. Микляева, Н.В. Полозова о.А., Радионова Ю.Н., Фонетическая и логопедическая ритмика
в ДОУ: пособие для воспитателей и логопедов.- 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005, - 112 с.
15. Щетинин, М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М. Н. Щетинин. М.: Айрис-пресс. – 2007

25

Приложение 1
Диагностика неречевых психических функций
(по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)
Критерии:
Слуховое внимание.
1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен,
погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.
2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди,
сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.
Восприятие и воспроизведение ритма.
1-й элемент: - - .. 2-й элемент: - .. - 3-й элемент: - - …
4-й элемент: … - По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
Ориентирование в пространстве.
1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.
По 1 баллу за правильное выполнение.
2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.
По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.
Состояние общей моторики.
Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по
показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить
по 5-балльной шкале:

силу движений,

точность движений,

темп движений,

координацию движений,

переключение с одного движения на другое.
Состояние мелкой моторики.
1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка,
кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1
до 3-х баллов.
3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы
капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.
4. Переключение с одного движения на другое.
 «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1).
По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
 Реципрокная проба «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1
баллу.
 Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее –
наоборот. По 1 баллу.
Максимальное количество за четыре задания – 21 балл.

26

Результаты заносятся в сводную таблицу «Результаты диагностики неречевых
психических функций».
Результаты диагностики неречевых психических функций (в баллах)

№

Фамилия, имя
ребенка

Слуховое
внимание

Н.г.

К.г.

Восприятие и
воспроизведе
ние ритма

Н.г.

К.г.

Ориентирование в
пространстве

Н.г.

К.г.

Состояние
общей
моторики

Состояние
мелкой
моторики

Н.г.

Н.г.

К.г.

К.г.

27

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».